Подготовка к защите и защита курсовых работ

 

Одним из важных этапов подготовки к защите курсовой работы является написание текста доклада, рассчитанного на 8–10 минут, и подготовка иллюстративного материала (во время защиты читать текст курсовой работы не рекомендуется). Доклад должен содержать следующее:

a) краткое обоснование выбора темы: актуальность, теоретическая и практическая значимость;

b) формулировку задач;

c) перечень методов исследований;

d) анализ теоретических и экспериментальных данных;

e) выводы, рекомендации, пути развития темы.

Готовясь к защите, необходимо учитывать, что устная публичная речь отличается от письменной в связи с различными способами кодирования информации, т.е. ее изложения и восприятия (таблица 5).

 

Таблица 5

 

Основные отличия устной формы речи от письменной

№ п/п Особенности письменной формы речи Особенности устной (акустической) формы речи
1. речь подготовленная, нормированная, как правило, проходит несколько стадий редактирования   речь менее подготовленная
2. используются сложные синтаксические конструкции, включающие предложения с причастными и деепричастными оборотами преобладают простые грамматические конструкции, изъяснительные предложения, вопросно-ответные единства; причастные и деепричастные обороты заменяются синонимичными сложноподчиненными предложениями  

 

3. выразительность достигается только использованием вербальных средств широко используются средства звуковой выразительности: голосовая, эмоциональная, интонационная модуляции, модуляция темпа речи, интонации, паузы; речь сопровождается невербальными средствами: мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией  
4. ситуативно независима относительно связана с ситуацией: зависит от аудитории, темы, жанра выступления  
5. как правило, не используются приемы привлечения и удержания внимания используются приемы привлечения и удержания внимания аудитории: зрительный контакт, риторические вопросы и обращения; словесная наглядность  
6. подчиняется требованиям орфографии, пунктуации, каллиграфии   подчиняется требованиям орфоэпии и культуры речи

 

Защита студентом курсовой работы проходит в виде его выступления перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой (научный руководитель и два-три ведущих преподавателя кафедры). Научный руководитель дает отзыв о работе и авторе. На защиту обычно приглашаются все студенты; они могут принимать участие в обсуждении защищаемых курсовых работ. Отметки выставляются после завершения защиты и обсуждения членами комиссии.

Выступление должно быть четким, логичным, убедительным, длиться не более 8–10 минут. Желательно во время защиты использовать таблицы, схемы, графики и другие средства наглядности. После выступления студент отвечает на вопросы членов комиссии и однокурсников.

При оценке курсовой работы и выступления комиссия, учитывая мнение научного руководителя, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

- содержательность речи (выступающий должен представить наиболее важную и интересную информацию, хорошо ориентироваться в излагаемом материале);

- этос (нравственные основы выступления, этические нормы, которых придерживается автор);

- логичность речи;

- действие механизмов речи (речевая активность, быстрота речевых реакций, механизмы построения предложений, навыки звуковой выразительности и т.д.);

- владение нормами русского литературного языка;

- ясность речи (т.е. точность выбора языковых средств в пределах нормы);

- выразительность речи (голосовая выразительность и словесная наглядность).

Как правило, курсовая работа защищается до сдачи экзамена по соответствующей дисциплине. Защита курсовой работы должна показать уровень научно-теоретической подготовки студента. По содержанию работы можно судить о том, в какой степени студент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по защите – насколько самостоятельно мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

При неудовлетворительной оценке работа возвращается студенту для устранения недостатков с последующей повторной защитой. Порядок повторного прохождения защиты курсовой работы определяется кафедрой.

При отрицательном отзыве руководителя студент может быть допущен к защите по решению кафедры.

Студент, не представивший в срок курсовую работу или не явившийся на защиту по уважительной причине, обязан сообщить об этом заведующему кафедрой. Неявка на защиту без уважительной причины рассматривается как задолженность. В этом случае, а также в случае если курсовая работа не подготовлена и по решению кафедры не может быть представлена к защите в срок, студенту назначается дополнительное время для доработки и представления к защите. 

Студенты, не выполнившие и не защитившие курсовые работы в установленные сроки, к экзаменам не допускаются.

После защиты курсовые работы в течение 2-х лет хранятся на кафедре, где ими могут пользоваться студенты и преподаватели. Лучшие курсовые работы студентов рекомендуются на конкурс студенческих научных работ факультета или университета и хранятся на кафедре постоянно.

 

 

СТП1.104-98

СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ


Курсовые работы (проекты)

Требования к выполнению и представлению.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Курсовая работа (проект) является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования, художественного творчества или проектирования по определенной теме.

Выбор той или иной формы зависит от профиля подготовки студента в вузе, а также от его личных интересов и наклонностей.

  1. Курсовая работа – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.
  2. Курсовой проект – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента, включающий аналитическую, графическую и расчетную часть.
  3. Целью выполнения курсовых работ (проектов) является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
  4. Задачами выполнения курсовых работ (проектов) являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин.
  5. При выполнении курсовых работ (проектов) студент должен продемонстрировать способности:

- Выдвинуть научную (рабочую) гипотезу;

- Собрать и обработать информацию по теме;

- Изучить и практически проанализировать полученные материалы;

- Систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;

- Самостоятельно решить поставленные творческие задачи;

- Логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.

  1. Особенности курсовых работ (проектов) в зависимости от года обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования (проектирования).

7.1.Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор, полученный в результате отбора и анализа публикаций по теме исследования. Она должна продемонстрировать степень владения технологией работы с литературой, уровень усвоения изученного материала, наличие собственной позиции в оценке полученной информации.

7.1.1. Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информацию

7.1.2. Задачи первой курсовой работы – овладение методами работы с научной литературой, сравнительный анализ объектов, процессов, явлений, полное и достоверное отражение результатов проведенного исследования, подготовка аргументированных выводов и предложений.

7.2. Вторая и последующие курсовые работы (проекты) наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты обработки эмпирической информации с использованием различных методов научного исследования.

7.2.1.Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования.

7.2.2. Задачи второй и последующих курсовых работ – овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования; обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций.

7.2.3.Вторая и последующие курсовые работы различаются между собой широтой охвата объектов исследования, степенью аналитичности исследования, широтой комплекса использованных методов, уровнем обобщения результатов.

7.2.3.1.Вторая курсовая работа направлена преимущественно на научное описание результатов эмпирического исследования.

7.2.3.2.Третья (четвертая) курсовая работа должна содержать объяснение полученных эмпирических данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязей с другими объектами и явлениями.

7.2.4.Задачи курсовых проектов – приобретение навыков проектирования конкретных объектов и оформления проектной документации, овладение методами оценки проектных решений по заданным критериям; проведение расчетов, обосновывающих выбранный способ решения творческой задачи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: