Задания
1. Заполните на листе ответов пропуски в предложениях.
Педагогика как наука возникла в …Ее возникновение связано с именем … и его книгой …
Предметом педагогики является …
Особый вид социально-значимой деятельности взрослых, сознательно направленный на воспитание и обучение детей, называется …
2. Дайте развернутые ответы на листе ответов на следующие вопросы.
Как Вы представляете себе педагогику?
Где Вам видится область применения педагогических знаний?
Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?
3. Сравните между собой понятия:
а) 1- педагогика, 2- обучение; б) 1 – обучение, 2 – воспитание; в) 1 – обучение, 2 – навыки; г) 1 – образование, 2 – развитие; д) 1 – воспитание, 2 – поведение.
4. Установите соответствие между понятиями и их определениями (приведите в соответствие строки в таблице 2) (ответы должны выглядеть следующим образом: 2В и т. п.)
Таблица 1
1 Возрастная периодизация | А. Определённый этап созревания человека, лежащий между детством и взрослостью |
2 Поколение | Б. Выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков |
3 Возрастной кризис | В. Специфическое для каждого возраста взаимодействие между личностью и социальной средой |
4 Молодёжная субкультура | Г. Краткий, но бурный период, в течение которого происходят значительные сдвиги в процессе развития личности |
5 Юность | Д. Совокупность сверстников, родившихся в один и тот же исторический период и образующих единый возрастной слой населения |
6 Социальная ситуация развития | Е. Культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов |
5. О каких методах воспитания здесь идёт речь (заполните на листе ответов таблицу 3):
|
|
Таблица 3
Методы воспитания | аа | бб | вв | гг | дд | ее | жж | зз | ии | кк |
1 Дисциплина | ||||||||||
2 Самообслуживание | ||||||||||
3 Поиск | ||||||||||
4 Взаимное просвещение | ||||||||||
5 Перспектива | ||||||||||
6 Наказание | ||||||||||
7 Требование | ||||||||||
8 Общественное мнение |
а) группа единичных действий, стимулируемая педагогом путем предъявления учащимся социально-культурных норм отношений и поведения, которая складывается и закрепляется навыком;
|
|
б) воспитание проводится силами дежурных и специально создаваемыми бригадами учащихся во внеурочное время на участках, закреплённых за ними, по графикам, утверждённым на классном собрании;
в) «готовясь к уроку, ты, во-первых, проверишь свои знания; во-вторых, научишься передавать свои знания другому и, в-третьих, оставишь добрый след в памяти своего одноклассника» (Н. П. Гузик);
г) «собственно говоря, прошлого и настоящего нет… Настоящее – это постоянный непрекращающийся обман. Действительно и прекрасно только будущее, и человек должен для него жить (А. С. Макаренко);
д) метод, который В. Н. Терский назвал принципом цепной реакции;
е) «воспитание любого сложного качества носит интегративный характер… Это значит, что процесс выработки всякого качества начинается с простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются, сочетаясь между собой, интегрируясь в качество»
(И. Ф. Харламов);
ж) игровое оформление метода, использованного заведующим детским садом в фильме «Джентльмены удачи» («Дети, мы отправляемся в космическое путешествие! Сейчас мы будем есть космическую еду!»);
з) активный метод обучения и воспитания, направленный на творческое изменение отношения к ситуации;
и) коррекционный метод разрешения конфликтных педагогических ситуаций, применение которого не должно превращаться в систему;
к) «наше поведение должно быть сознательным поведением…, это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая этическая норма становится действительной только тогда, когда её «сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки…» (А. С. Макаренко).
6 Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением?
– Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно
(Ф. Честерфилд).
– В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, Вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство (Ю. Либих).
– Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук, – он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет (С. Поварин).
– В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями, которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях (А. Славин).
7 Прокомментируйте приведенные отрывки.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций).
«Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно» (К.Д. Ушинский).
«Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания» (А. Энштейн).
|
|
«Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, т. к. она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций» (Р. М. Грановская).
8 Из предложенных понятий выберите педагогические:
ценность; педагогическая деятельность; воспитание; философия; этногенез; культура; обучение; образование; источники педагогической науки; экология; социальная адаптация; профессиональная пригодность; методы и приемы обучения; классный руководитель; развитие личности; мотивация; межпредметные связи; мышление; структура процесса обучения; методическая работа в школе; детский воспитательный коллектив; сознание; семейное воспитание; система образования; управление педагогическим процессом; форма организации обучения; эстетическое воспитание; урок; закономерности воспитания; цель урока; нейропсихология; педагогическая антропология; культурология; методы научно-педагогического исследования; психология управления; закон об образовании; законодательство о труде и школе; самостоятельная работа учащихся; планирование работы школы; анализ педагогического опыта; содержание образования; воспитательное мероприятие.
9. В какой группе указаны отрасли педагогических знаний, составляющие систему педагогических наук:
а) социология, философия, школьная гигиена, педагогика, психология, анатомия и физиология;
б) основы педагогики, дидактика, теория воспитания, школоведение, социальная педагогика;
|
|
в) общая педагогика, методика преподавания отдельных учебных дисциплин, история педагогики, сравнительная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, превентивная педагогика, лечебная педагогика.
10 Выберите из перечисленных принципы, которые лежат в основе гуманистической педагогики:
а) проявление уважения к личности и поддержание собственного достоинства в каждом;
б) принцип наглядности;
в) принцип доступности;
г) предоставление права на собственный выбор;
д) оценка не личности, а её деятельности, поступков;
е) принцип прочности усвоения знаний.