Тема «Самосовершенствование личности»

Задания

1. Составьте личный план развития, высказав собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы:

1) деятельность – обучение в вузе и самореализация личности:

– хорошо ли я представляю выбранную специальность;

– помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей;

– какую работу я хотел бы выполнять после окончания вуза;

– что мной руководит и что подталкивает к получению знаний сейчас;

2) человеческие отношения – в семье, в вузе, в общении с друзьями:

– искренне ли я интересуюсь мнением других людей;

– интересуют ли меня чужие проблемы;

– умею ли я слушать:

– умею ли я ценить других людей, с которыми общаюсь.

3) здоровье – психофизическое состояние:

– каково мое самочувствие;

– занимаюсь ли я спортом;

– соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха;

– достаточно ли я сплю;

– какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния;

4) душевный комфорт – психическое состояние:

– занимаюсь ли я саморазвитием;

– стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем;

– посещаю ли я выставки, концерты, театр;

– есть ли у меня какое-либо хобби;

– умею ли я владеть собой, своими эмоциями, состояниями;

– что я могу сделать для душевного комфорта?

2 Прокомментируйте отрывки:

– «Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями… Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. … Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели. … добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. … недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины» Аристотель;

– «… Я убежден, что какие-то первые семена истин, которые присущи человеческим умам от природы и которые мы в себе заглушаем, ежедневно читая и слыша о стольких различных заблуждениях, обладали в той безыскусной и незатейливой древности такою силой, что благодаря тому самому свету ума, при посредстве которого люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а честное – полезному, даже если они и не знали, почему это обстояло именно так, они также познали истинные идеи философии и математики, хотя и не могли еще овладеть в совершенстве самими науками» Рене Декарт;

– «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать». … Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад» В. А Сухомлинский;

– «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания…. Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. … Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. … Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью. Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности» К. Д. Ушинский.

3 Философ Б. Рассел высказал мысль о том, что если бы в XVII в. 100 выдающихся личностей погибли в детстве, то современный мир не стал бы таким, какой он есть. К.Роджерс в этой связи выразился следующим образом: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и эта цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Какое из приведенных ниже суждений наиболее полно соответствует высказанным мыслям:

а) все одаренные и талантливые люди обеспечивают прогрессивное развитие человеческого общества;

б) одаренные и талантливые чаще усложняют жизнь человеческого общества, нежели совершенствуют его;

в) лишь при надлежащей заботе общества об одаренных и талантливых оно окажется в состоянии не только выжить, но и стать совершеннее, справедливее, уютнее для жизни;

г) одаренные и талантливые делают жизнь человеческого сообщества более легкой, простой и комфортной.

Тематика рефератов

1) Основные психологические направления и школы.

2) Христианская психология как новое направление современной русскоязычной психологии.

3) Современные теории восприятия.

4) Современные теории внимания.

5) Психологические закономерности процесса восприятия и их использование в телевизионной рекламе.

6) Теории памяти в психологии.

7) Способы оптимизации запоминания учебного материала.

8) Психологические особенности мышления мужчин и женщин.

9) Психология интуиции.

10) Психологические приемы саморегуляции.

11) Толкование сновидений в психоанализе.

12) Фрустрация: причины, переживание, способы преодоления.

13) Поведение человека в экстремальных ситуациях.

14) Эмоциональный интеллект.

15) Страх студентов перед экзаменами и его преодоление.

16) Классификация и содержание новейших теорий личности.

17) Теории мотивации.

18) Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

19) Психологические детерминанты агрессивности. Агрессивность как свойство личности.

20) Застенчивость: психологические факторы, особенности, способы преодоления.

21) Психология зависти.

22) Ассертивность как свойство личности.

23) Психология совести. Концепция совести В.Лефевра.

24) Кризис «середины жизни».

25) Психологические методы коррекции самооценки.

26) Эффективные копинг-стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций.

27) Эффекты восприятия и их влияние на формирование взаимоотношений в малых группах.

28) Психологические особенности доверительного общения.

29) Формирование имиджа.

30) Понятие манипуляции в межличностном общении.

31) Психологическая защита от манипулятивного воздействия.

32) Психология прощения в контексте развития межличностных отношений.

33) Психология одиночества.

34) Страх публичных выступлений.

35) Психологическая адаптация молодого сотрудника к новому рабочему коллективу.

36) Моббинг как психотеррор на рабочем месте.

37) Вертикальные и горизонтальные конфликты в трудовом коллективе.

38) Профессиональные деформации специалиста.

39) Психологическая подготовка к успешному собеседованию.

40) Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.

41) Болонский процесс.

42) Образование как личностный капитал.

43) Психологические особенности педагогического взаимодействия преподавателей и студентов в учебном процессе высшей школы.

44) Манипуляции в педагогическом общении.

45) Модели воспитания ребенка в семье.

46) Акмеология как научное направление.

47) Понятие «психологическая культура».

48) Психология творческого мышления. Личностные особенности творческого мышления.

49) Логотерапия В.Франкла: психология смысла жизни.

50) Теория личности К.Роджерса.

Список использованных источников:

1 Айсмонтас, Б. Б. Общая психология: Тесты / Б.Б. Асмонтас. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 192 с.

2 Коленда, А. Н. Сборник тестовых заданий по курсу «Основы психологии и педагогики» [Электронный ресурс]/ А.Н. Коленда. – Режим доступа: http://elib.gsmu.by/handle/GomSMU/3173. – Дата доступа: 05.06.2019.

3 Пуйман, С. А. Практикум по педагогике: пособие / С. А. Пуйман, В.В. Чечет. – Минск: Тетра Системс, 2003. – 176 с.

4 Сборник заданий по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portal.tpu.ru:7777/SHARED/а/AGILALEX/…/Sbornic_zadaniy_po_p sihologii.doc. – Дата доступа: 05.06.2019.

5 Тарантей, В. П. Сборник качественных задач: общая педагогика [Электронный ресурс] / В.П. Тарантей.– Режим доступа: https://elib.grsu.by/katalog/155392-324227.pdf. – Дата доступа: 05.06.2019.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: