Виды конфликтов в организации

Можно привести ряд классификаций конфликтов в организации.

    1 По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные конфликты, ко вторым – межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

    Внутриличностный конфликт обусловлен противоречием человека с самим собой. Чаще всего он порождается, когда человек сталкивается с несовпадением внешних требований и внутренних позиций и мотивации (неудовлетворенность трудом, невозможность реализации своего трудового потенциала) либо когда встает проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов (ролевой конфликт).

    Межличностный конфликт н аиболее распространен, вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, ценностей или поведения (проблемы распределения ресурсов в коллективе, споры за вакантное рабочее место, несовпадение взглядов и др.). Для руководителя такие конфликты представляют наибольшую трудность.

    Конфликты между личностью и группой  в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения. Тот, кто не воспринимает их, становится в оппозицию, рискует остаться в одиночестве и быть непризнанным коллективом.

    Межгрупповые конфликты, т. е. между группами (формальными и неформальными), а также между профсоюзами и администрацией. Такие конфликты обычно носят активный характер и вовлекают большое число сотрудников, что затрудняет их разрешение.

    2 В зависимости от организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты делятся на:

 

    – горизонтальные – между отдельными направлениями деятельности в организации, между формальными и неформальными коллективами и т. п.;

    – вертикальные – между различными уровнями иерархии, их большинство, около 70–80 %;

    – смешанные, содержащие элементы как вертикальных, так и горизонтальных конфликтов.

    3 По сфере возникновения и развития конфликты можно разделить на деловые, связанные с официальной деятельностью человека, с выполнением деловых обязанностей, и личные, затрагивающие неофициальные отношения.

    4 По степени проявления конфликты делятся на:

    – скрытые, обычно затрагивающие двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Такие конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб;

    – открытые, находящиеся под контролем руководства, поэтому они менее опасны для организации.

    5 По характеру конфликты принято делить на:

 

     – объективные, связанные с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации, т. е. имеют деловую основу;

    – субъективные,  обусловленные различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми. Они всегда эмоциональны и часто являются результатом психологической несовместимости людей, их непонимания и нежелания понять друг друга.

    6 По своим последствиям конфликты бывают:

 

    – конструктивными, способствующими развитию организации. Однако любой конструктивный конфликт, если его своевременно не преодолеть, превращается в деструктивный;

– деструктивными, наносящими организации ущерб.

 




double arrow
Сейчас читают про: