Структура курсовой работы

     Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Текст работы:

а) введение;

б) главы основной части;

в) заключение.

4. Список использованной литературы (библиография).

5. Приложения.

Все письменные работы студентов подлежат обязательной проверке в системе «Антиплагиат.ВУЗ». Оригинальность текста курсовой работы должна быть не менее 50 %. Курсовые работы с меньшими показателями оригинальности текста к защите не допускаются.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, по дисциплине которой пишется работа.

В среднем поле дается тема курсовой работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1).

Содержание (оглавление)

В нем приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три- пять знаков (или абзацный отступ) вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени (см.параграф 3.1.Оформление курсовых работ). Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).

Введение

Раздел «Введение» содержит краткое обоснование выбора темы курсовой работы и сжатую характеристику самого исследования.

Все ключевые моменты введения должны быть выделены жирным шрифтом.

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач.

Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Довольно часто в качестве обоснования актуальности темы указывают на директивные документы (цитируют постановления, законы, уставы и т.п.), либо опираются на высказывания классиков, либо, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что тема (проблема) исследована в литературе недостаточно. Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, какие не исследованы вовсе. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Далее оценивается степень разработанности проблемы – приводится краткая характеристика состояния интересующей области. Здесь должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие исследования по данной проблематике (что и кем уже сделано в науке в этом направлении).

Далее описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей.

Например: Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующее противоречие: между необходимостью организации процесса по развитию речи и начальному обучению грамоте детей с умственной отсталостью и недостаточным исследованием особенностей, методов и средств по организации данного процесса в ДОО – «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью»).

Проблема исследования выступает как констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов психологической практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено? Проблема  часто формулируется в виде вопроса. Проблема должна найти отражение в названии темы исследования.

Например: тема курсовой работы: «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью»

Проблема исследования: каковы особенности подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью?

В качестве цели исследования в курсовой работе необходимо сформулировать в самом обобщенном сжатом виде тот научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Искомым результатом могут стать: анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило, прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др.

Цель исследования можно сформулировать следующим образом – «выявить...», «определить...», «дать характеристику...», «доказать...», «обосновать...». Цель исследования должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психолого-педагогической практики или применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Например, тема курсовой работы: «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью».

Цель исследования: исследовать и обобщить особенности организации воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов, направленных на подготовку к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Вслед за целью исследования определяются его объект и предмет.

Под объектом понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Например, тема исследования сформулирована следующим образом: «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью». Объект исследования (что исследуется) можно описать таким образом: «процесс подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью», а предмет исследования можно обозначить, как « методы и способы подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью».

Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Она требует доказательства, обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

В гипотезе формируется новое решение проблемы. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему предположений, каждое из которых опирается на предыдущее. Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

Для того чтобы сформулировать гипотезу, нужно много знать об объекте, и прежде всего – хорошо изучить ее сложившееся состояние в теории и на практике. В гипотезе не должно быть самоочевидных положений.

Из целей и гипотезы исследования вытекают и его задачи. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели и проверить гипотезу исследования? В исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования. Задачи исследования могут быть описаны следующими стандартизированными терминами: проанализировать, выявить, дополнить, конкретизировать, обобщить, описать, определить, проверить, разработать, систематизировать, уточнить и др.

В разделе методологические основы исследования приводятся названия научных подходов, принципов, теорий и концепций, положенных в основу исследования. Выбор методологических основ исследования определяет, в каких понятиях и терминах будут описаны объект и предмет исследования и его проблема, а также выбор конкретных методов и методик исследования. Все ключевые положения теорий авторов, указанных в этом разделе введения, обязательно должны быть описаны в теоретической части исследования.

В качестве методологических основ исследования могут выступать и отдельные принципы психологии и педагогики, такие, как принцип активности, развития, субъектности и т.д., которые акцентируют те или иные аспекты этих теорий.

Методы исследования — это способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности (например, изучение и анализ научной литературы, моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.).

Экспериментальная база исследования включает в себя описание выборки испытуемых (пол, возраст, социально-демографические характеристики), а также место и сроки исследования.

Теоретическая значимость включает определение направления, отрасли или раздела в психолого-педагогической науке, которую обогатил своими новыми результатами исследователь, с содержательным уточнением, чем именно (разработка классификации, формулировка новых или уточнение существующих основных понятий, углубление и расширение научных представлений об объекте или явлении, описание специфики изучаемого процесса и т.п.).

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.

Структура курсовой работы содержит описание данных об объеме работы, количестве глав, параграфов, графических объектов (графики, схемы, рисунки, таблицы и другой иллюстративный и информативный материал), приложений, использованных литературных источников.

Объем «Введения» - 3 – 5 страниц.

Главы основной части

Основная часть курсовой работы обычно состоит из одной теоретической и экспериментальной (практической) глав, при этом каждая глава – из двух-трёх параграфов. Формулировка глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать содержание курсовой работы. Недопустимы одинаковые формулировки названия курсовой работы в целом и отдельных глав или параграфов. Объем параграфа в главе должен быть не менее 5 страниц. Подзаголовки в параграфе не допускаются.

Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу. Каждый параграф в курсовой работе должен завершаться кратким выводом по нему. Для этого может быть выделен, например, последний абзац параграфа. Выводы могут начинаться оборотом типа «Таким образом,...», «Следовательно,...» и т.д. Особое внимание в выводах обращается на умение обучающегося анализировать, обобщать изученный и изложенный материал.

Первая глава представляет собой аналитический (теоретический) обзор по проблеме, рассматриваемой в курсовой работе. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы ее решения, дается их критический анализ, излагается собственная позиция исследователя. Даются теоретические основы и краткая история изучаемого вопроса; выявляются нерешенные, слабо изученные или требующие решения стороны проблемы. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научная обоснованность.

Работая с литературой, необходимо обратить внимание на:

– общую характеристику вашей области исследования;

– классификацию основных направлений исследований в данной области, – практически используемые и находящиеся в стадии разработки направления;

– разные точки зрения на разрешение проблемы,

– результаты исследований по каждому разделу классификации, по используемому методу,

– применяемый научный аппарат.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 40% всей работы.

Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи первой главы курсовой работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

Примеры:

Л.С. Выготский писал: "Для диалектически-материалистического мышления проблема развития является центральной и основной для всех областей действительности и для всех областей научного знания. Однако не всякое решение этой проблемы приближает нас к истинному пониманию объективной диалектики действительности».   [52, С. 121].

Или:

В работах ряда ученых освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам развития речи детей с задержкой психического развития [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

При ссылке на литературу число, заключенное до запятой, означает но-

мер литературного источника по списку литературы, который приводится в

конце курсовой работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Страницу необходимо указывать лишь в том случае, если приводится цитата. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.

Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.

Вторая глава может носить эмпирический или экспериментальный характер.

Целью эмпирического исследования является сбор нового материала и обоснование приемов его анализа, а также разработка методических рекомендаций согласно проблеме исследования.

Целью экспериментального исследования является разработка и апробация авторской программы, направленной на решение исследуемой проблемы.

Необходимость эмпирического исследования определяется отсутствием достаточно полного описания исследуемого психического явления либо противоречием между эмпирическими данными, полученными другими исследователями. Целью исследования в таком случае будет более точное или полное определение характеристик явлений и разработка рекомендаций по практическому применению данных результатов исследования.

Экспериментальное исследование включает в себя 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный), описание которых должно быть четко описано в работе.

При организации эксперимента необходимо выделить 2 группы испытуемых: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

Структура параграфа «Организация и методики исследования» должна быть представлена следующим образом:

- описание базы исследования и выборки (пол, возраст, социально-демографические характеристики);

– задачи практического исследования;

– этапы исследования;

– описание методов исследования, типа и схемы эксперимента, характеристики конкретных психодиагностических методик. Планируя методики и процедуры эмпирического исследования, важно обращать внимание на их валидность и надежность. Использование методик других авторов предполагает знание условий их разработки и предшествующей апробации. Для описания известных методов и психодиагностических методик достаточно краткой аннотации и ссылки на соответствующую литературу. Необходимо обосновать выбор используемых методов и методик.

Важно учитывать пол, возраст, социальное положение, уровень образования, состояние здоровья, индивидуально-психологические особенности испытуемых и другие параметры, которые могут оказать влияние на результаты. Выборка должна моделировать генеральную совокупность, то есть быть репрезентативной по отношению ко всей изучаемой категории людей. Для этого она должна быть случайной или специально подобранной так, чтобы представлять основные типы испытуемых, существующие в популяции. При этом переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется. Выводы исследования должны распространяться на всех членов изучаемой группы людей, а не только на представителей этой выборки. Испытуемых необходимо правильно распределить относительно разных условий исследования, важно обеспечить эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Численность выборки испытуемых для эмпирического исследования или должна обеспечивать доказательность положений, которые защищаются в работе. В зависимости от целей и возможностей она может быть от одного испытуемого до нескольких тысяч человек.

В ходе обсуждения необходимо сопоставить полученные результаты с первоначальной гипотезой и ответить на вопросы: как эти результаты соотносятся с гипотезой, в какой мере гипотеза подтверждается результатами, как полученные данные соотносятся с имеющимися данными по научным публикациям, к каким выводам подводит это сопоставление и т.п. Если в ходе обсуждения появляются новые гипотезы, не имеющие пока подтверждения, можно изложить их и указать возможные пути их подтверждения. Анализ и интерпретация данных должны быть всесторонними и объективными. Если получаются отрицательные результаты, не подтверждающие гипотезу, их также необходимо изложить. Это придает достоверность и убедительность работе.

Результаты представляются в виде таблиц, графиков, рисунков. Они должны демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования или эксперимента данных.

В случае большого объема итоговых данных, они выносятся в приложение.

Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно представлены в виде таблиц, рисунков.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут

придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) именуются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Рис. 2. Уровень развития освоения грамматического строя родной речи в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента

 

Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте.

Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных.

При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице.

В этом случае на следующей странице над таблицей пишут «Продолжение таблице 2». Пример оформления одной из таблиц показан ниже.

Таблица 2

Результаты обследования восприятия и дифференциации звуков детей контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

п/п

Задание

1 2 3
1 Низкий Низкий Средний
2 Средний Низкий Низкий
3 Средний Средний Средний
4 Очень низкий Низкий Низкий
5 Низкий Низкий Средний
6 Низкий Очень низкий Очень низкий
7 Средний Средний Средний
8 Очень низкий Низкий Низкий
9 Средний Низкий Средний
10 Низкий Очень низкий Низкий

Заключение

     Данный раздел представляет собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Целесообразно выводы соотнести с задачами исследования, сформулированными во введении. Необходимо также указать, подтвердилась ли гипотеза исследования.

 Объём заключения не должен превышать полутора-двух страниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: