Движение поезда складывается из элементов этого процесса, относящихся к трем основным режимам движения тепловоза: тяги, холостого хода и полного служебного торможения. В исключительных случаях машинист имеет возможность также применить режим экстренного торможения.
В соответствии с уравнением движения поезда, равнодействующая удельных сил в зависимости от режима ведения поезда по прямому горизонтальному пути определяется следующими уравнениями, Н/кН:
режим тяги (ускоряющая сила):
; | (16) |
режим холостого хода (замедляющая сила):
; | (17) |
режим полного служебного торможения грузовых поездов (замедляющая сила):
(18) |
режим экстренного торможения (замедляющая сила):
(19) |
Расчет значений равнодействующих удельных сил, действующих на поезд при его движении, проводится с помощью Правил тяговых расчетов для поездной работы [1].
Исходные данные:
- тяговая характеристика локомотива (из раздела 1 пояснительной записки);
- веса состава поезда и локомотива (определены в разделе 2);
- формулы для расчета удельных сопротивлений движению подвижного состава (табл. 2);
- формулы для расчета значений равнодействующих удельных сил и удельных тормозных сил (приведены в табл. 4).
Расчет зависимостей , , , удобно выполнять с помощью программы MicrosoftExcel для дискретных (конкретных при фиксированном времени) значений скорости. Значения скорости выбираются из интервала от "0" до конструкционной скорости локомотива с шагом 10 км/ч. Кроме этого, расчеты значений удельных равнодействующих сил производят для расчетной скорости и скорости, соответствующей точке перелома тяговой характеристики локомотива. Результаты расчета целесообразно представить в виде распечатки-таблицы, аналогичной табл. 4.
Таблица 4
Расчет значений удельных равнодействующих сил
№ п/п | Расчетный параметр | Размерность | Расчетная формула | Скорость, км/ч | |||
0 | 10 | ... | |||||
1. | Сила тяги | Н | |||||
2. | Удельная сила тяги | Н/кН | |||||
3. | Основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме тяги | Н/кН | |||||
4. | Основное удельное сопротивление движению вагонов | Н/кН | |||||
5. | Основное удельное сопротивление движению поезда | Н/кН | |||||
6. | Удельная ускоряющая сила (режим тяги) | Н/кН | |||||
7. | Основное удельное сопротивление движению локомотива в режиме холостого хода | Н/кН | |||||
8. | Удельная замедляющая сила (режим холостого хода) | Н/кН | |||||
9. | Удельная тормозная сила (см.примечание) | Н/кН |
Продолжение таблицы 4
10. | Удельная замедляющая сила (тормозной режим) | Н/кН | |||||
11. | Удельная замедляющая сила (режим экстренного торможения) | Н/кН |