Как известно, машинисту наиболее сложно обеспечить безопасность движения на спусках при
, так как даже ведение поезда в режиме холостого хода наспусках круче
будет сопровождаться ростом скорости движения.
Для обеспечения безопасности движения поезда по участку в курсовой работе необходимо определить наибольшие допустимые скорости движения поезда на спусках, т.е.
.
Полный расчетный тормозной путь
равен сумме пути, проходимом поездом при подготовке тормозов к действию
и действительного тормозного пути
, м:
| (20) |
Расчетные тормозные пути
принимаем [1]:
м - для спусков крутизной до -6‰ (включая 0);
м - для спусков крутизной от -6‰ до -12‰;
м - для спусков крутизной от -12‰ до -18 ‰;
Подготовительный тормозной путь
, м, то есть путь проходимый поездом от момента поворота рукоятки крана машиниста в тормозное положение до соприкосновения тормозных колодокс бандажами колес, определяют из условия равномерного движения поезда со скоростью
,км/ч:
,
| (21) |
где
- скорость поезда вначале торможения, км/ч; врасчетах можно принять
=50 км/ч;
- время подготовки тормозов, с; определяют по эмпирическим формулам взависимости от числа тормозных осей.
Для грузовых составов, с:
- длиной менее 200 осей:
| (22) |
- длиной от 200 до 300 осей:
| (23) |
- длиной более 300 осей:
| (24) |
В формулах (22) - (24) величина
определяется по данным табл. 4, строка 9 для скорости равной, например, 50 км/ч.
Действительный тормозной путь
, то есть путь проходимый поездом с момента прижатия тормозных колодок к бандажам колес до полной остановки поезда, можно определить численным методом на ПЭВМ или графическим методом, подробно изложенным в литературе[1, 3].
При графических построениях зависимостей,
,
и
рекомендуется попользовать масштаб тормозных расчетов, приведенный в табл. 5.
Таблица 5
Рекомендуемые масштабы для графических построений
| Величина | Единица измерения | Обозначение масштаба | Тормозные расчеты | Определение скорости и времени хода поезда |
| Удельные силы | 1Н/кН | к, мм | 1 | 6 |
Скорость,
| 1км/ч | м, мм | 1 | 1 |
Путь,
| 1 км | y, мм | 120 | 20 |
Время,
| 1 мин | х, мм | - | 10 |
| Постоянная Времени | Δ, мм | - | 30 |
Порядок расчета и построения кривой
следующий:
- на листе миллиметровой бумаге форматом А4 по данным табл. 5 вычерчивается графическая зависимость удельных замедляющих сил при экстренном торможении
=f(v) (рис. 4) в масштабах тормозных расчетов, приведенных в табл. 4;
- рядом, справа строятся кривые изменения действительного тормозного пути Sд = f(V) методом Липеца А.И. для трех значений уклонов: 0 ‰, -6 ‰, -12 ‰;
- от точки
влево на оси S откладываются в масштабе два значения полного тормозного пути
= 1000 м и 1200 м;
- для каждого из выбранных значений уклонов по формулам (21-24) определяется подготовительный путь
, м;
- полученные значения Sп откладываются в масштабе на уровне конструкционной скорости
, а затем строятся линейные зависимости Sп = f(V) также для трех значений уклонов: 0 ‰, -6 ‰, -12 ‰ (отрезки MA, MB, МС и
,
,
на рис.4);
- точки пересечения кривых Sд = f(V) и Sп = f(V) позволяют определить допустимые по условиям безопасности скорости движения поезда на спусках, т.е.
(см. рис. 3).

Рис. 3. Построение зависимости 
,






