Основы безопасности дорожного движения

Особенности:

1. В единой система «ЧЕЛОВЕК – АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА», каждая ее составляющая имеет свои факторы, влияющие на безопасность дорожного движения.

2. Учитывая отечественные особенности, как: «направления» - вместо дорог; никакая организация дорожного движения; массовое несоблюдение Правил Дорожного движения и т. д., невозможно учесть все факторы влияющие на обеспечение безопасности при управлении автомобилем. Поэтому необходимо разбирать только основные, а все остальные, это их вариации.

 

Психофизиология водителя

Особенности:

 Недостатки человека, могущие повлиять на безопасность: недостаток опыта, усталость, физическое состояние, эмоциональное состояние, психологическое состояние, болезненное состояние, низкая культура поведения переходящее в агрессию, потеря концентрации внимания, ограниченная реакция, недостатки человеческого зрения, невозможность ежесекундного кругового обзора и т. д. Все это необходимо учитывать садясь за руль.

 

1. Утомление водителя в процессе работы существенно влияет в первую очередь на его внимание и время реакции – внимание притупляется, время реакции увеличивается. 

Типичные признаки наступившего утомления – сонливость, вялость, притупление внимания.

2. Время реакции водителя – с момента обнаружения опасности, до начала принятия мер.

При неожиданном появлении препятствия водитель должен успеть остановиться перед ним, или его объехать (то есть или экстренное торможение – педаль тормоза, или экстренное маневрирование – поворот руля). Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет примерно 1 секунду.

3. Алкоголь существенно увеличивает время реакции, не позволяет адекватно оценить дорожную ситуацию, увеличивая все вышеперечисленные человеческие недостатки.

4. При движении в условиях недостаточной (ухудшенной) видимости, особенности человеческого зрения, к сожалению, не позволяют ему правильно оценить расстояние и скорость двигающихся объектов. Скорость воспринимается ниже, чем есть на самом деле, а расстояние большим, поэтому ночью необходимо учитывать эту погрешность в своих расчетах.

5. При длительном движении по равнинной дороге (монотонное движение) на большой скорости, теряется ощущение скорости, она кажется меньше, чем в действительности. Особенно это заметно при въезде в город, после длительного загородного движения.

6. Поле зрения водителя с увеличением скорости движения сужается Эффект туннельного зрения (слишком быстро все мелькает, глаза не успевают фиксировать).

7. Увидев впереди пешехода переходящего проезжую часть, следует иметь в виду, что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения или ускориться или внезапно остановиться или отступить назад (больной, задумчивый, сумасшедший, пьяный, перевозбужденный, заторможенный, инвалид, плохо видящий, торопящийся и т.п.).

Автомобиль

Особенности:

1. Водитель, управляя своим автомобилем должен знать его возможности. Масса автомобиля, более тонны и разгоняя эту тонну, необходимо учитывать на каком расстоянии можно ее остановить.

2. Вторая проблема возникает при поворотах, автомобиль не всегда следует заданному курсу, начинает скользить, вплоть до вращения.

 

Безопасная дистанция и боковой интервал

1. Безопасной дистанцией при движении по сухой дороге на легковом автомобиле можно считать расстояние, которое пройдет автомобиль не менее чем за 2 секунды.

2. За 1 секунду при скорости движения около 90 км/час автомобиль проедет около 25 метров.

3. Боковой интервал необходимо увеличить при: увеличении скорости; при встречном разъезде на большой скорости; при разъезде с длинномерным транспортным средством; при движении по мокрому, скользкому или неровному покрытию.

4. Если при движении в плотном потоке вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции, необходимо скорректировать скорость движения. Ослабить нажатие на педаль газа, чтобы увеличить дистанцию до движущегося впереди транспортного средства.

 

Торможение

Остановочный путь состоит из: пути, пройденного за время реакции водителя + пути, пройденного за время срабатывания соответствующей системы автомобиля + непосредственно тормозного пути.

Среднее время реакции водителя, имеющего достаточный опыт, здорового, не уставшего и т. п., от 1 сек. и меньше, но при этом опытный водитель принимает решение на подсознательном уровне. Время реакции водителя, не имеющего достаточного опыта (то есть в подобной дорожной ситуации он еще не был), в несколько раз больше. Потому, что решение принимается только на сознательном уровне, необходимо вспомнить, сравнить, выбрать решение, получается очень не быстро.

Все системы автомобиля тоже инертны и для того, чтобы привести их в действие, нужно время, для удобства примем время срабатывания любой системы 0.5 секунды.

Величина тормозного пути зависит от скорости и скользкости покрытия. Зависимость от скользкости определяется по аналогии с определением безопасной дистанции. Зависимость от скорости не простая, а геометрическая, с увеличением скорости в 3 раза, тормозной путь увеличивается в 9 раз, то есть в квадрате. Что более важно при уменьшении скорости, он уменьшается в обратной пропорции, то есть корень квадратный.

Тормозной путь автомобиля с прицепом, не имеющим тормозной системы, увеличивается.

Чем более скользкое покрытие, тем при меньшем усилии к педали тормоза, происходит блокировка колес. То же происходит и с увеличением скорости. При скорости 200 км/час сцепление колес с дорогой как на льду. Для каждого покрытия есть своя критическая величина тормозной силы, при которой колеса блокируются, и она еще уменьшается с ростом скорости. Водитель учится определять ее опытным путем.

Основной, самый безопасный способ торможения педалью тормоза, это плавный, с небольшим усилием. Может быть однократным и многократным, что предпочтительнее, так как водитель контролирует процесс торможения, растягивая его по времени. Усилие на педаль тормоза может быть постоянным или переменным.

Самый безопасный, но и неэффективный способ торможения, это торможение двигателем, которое водители применяют постоянно в процессе движению. При необходимости снижения скорости водитель отпускает педаль «газа» и если двигатель только что, раскручивал двигатель, то теперь колеса его пытаются крутить, а он в свою очередь пытается вернуться к своим холостым оборотам.

Этот способ можно сделать высокоэффективным, если для снижения скорости включить одну из пониженных передач. При этом передачу включать приходится или с задержкой или с «перегазовкой», а сцепление затем отпускать с большой задержкой, как при начале движения. Этот способ удобен тем, что при высокой интенсивности торможения, блокировки колес не происходит.

При необходимости экстренного торможения, нажатие на педаль тормоза резкое и сильное. На сухом асфальте, при невысокой скорости, при этом особых проблем нет. Но на скользком покрытии колеса сразу же блокируются. При этом тормозной путь увеличивается, автомобиль скользит неуправляемо и обязательно начинает вращение. Поэтому необходимо применять прерывистый способ торможения, на грани их блокировки, который представляет из себя импульсное нажатие на педаль тормоза с частотой 6-8 нажатий за секунду (с меньшей частотой тормозной путь будет больше, чем при обычном плавном однократном нажатии). Требует обязательной предварительной тренировки. При таком способе торможения водитель имеет возможность корректировать траекторию движения.

Антиблокировочная система (АБС). Электроника, вместо водителя применяет прерывистое торможение, доводя колеса до блокировки и растормаживая их. Количество таких циклов до 12 в секунду, поэтому в экстренных случаях необходимо нажимать на педаль тормоза со всей силы, а электроника сама все сделает. Ее недостатком является то, что максимальное тормозное усилие она определяет по самому скользкому колесу, поэтому на неоднородном покрытии эффективность торможения может быть чрезвычайно низкой. От этого недостатка постарались избавиться распределяя тормозные усилия по осям автомобиля или по диагонали. На дорогих автомобилях тормозные усилия распределяются на каждое колесо отдельно и проблема решена полностью. АБС не исключает возможность возникновения сноса или заноса.

Кроме того, экстренное торможение на скользкой дороге производится не выключая сцепления и передачи, вплоть до начала снижения скорости и только потом выжимается сцепление, чтобы двигатель не заглох.

Продвинутые способы торможения: ступенчатый, комбинированный, скольжением, вращением, «газ - тормоз», с использованием препятствий. 

_________________________________________________________________________

При использовании зимних шин в холодное время годауменьшается возможность проскальзывания и пробуксовки колес на скользком покрытии.

_________________________________________________________________________

Торможение двигателем на скользкой дороге позволяет сохранить маневренность автомобиля.

Необходимость кругового обзора перед маневрированием, перед торможением особенно при резком или на мокром или скользком покрытии.

_________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: