Категории явления и сущности

Мир предстает перед человеком как огромное многообразие явлений. При этом всякая вещь, материальная или идеальная, проявляется многогранно, или, иначе сказать, выражает себя во множестве явлений. Познающему человеку (субъекту) непосредственно даны именно явления всякой вещи, объекта. Но за этой внешней, непосредственной стороной объекта всегда мыслится нечто скрытое, глубинное и определяющее, что связывает все явления в систему, а также позволяет успешно и эффективно использовать объект в интересах субъекта. Для обозначения этих особенностей взаимодействия человека с миром в диалектике используются категории явления и сущности.

Явлениями называются все внешне обнаруживаемые и изменчивые черты объекта, а сущностьюглубинная основа единства этих черт, основа их взаиморазвития, обладающая устойчивостью. В комплексе явлений сущность может, как выражаться, так и искажаться в определенных отношениях. Например, это наблюдается в медицинской практике: при сходстве многих внешних симптомов (температура, головная боль и т.п.) заболевания существенно отличаются друг от друга по своей сущности (здесь источник возникновения).

Все человеческое познание направлено на раскрытие сущности. Особенно это характерно для научного познания, которое ориентировано на поиск глубинного, определяющего. При этом всякая вещь предстает как иерархия сущностей разных порядков. Сущность и явление неразрывны, но явление богаче и ярче сущности, оно воспринимается человеком непосредственно, представляет действительное существование какой-либо вещи или жизненной ситуации. И всегда этот «внешний ряд» неумолимо определяется чем-то глубинным и необходимым – сущностью. Сущность как бы развертывается, раскрывается в явлении, но не вся, не сразу и неоднозначно. В этом состоит смысл непрерывного поиска человеком путей освоения мира, а также раскрытия своих способностей.

Категории общего и единичного, их связь

С категорией особенного

Каждая реальная вещь предстает перед нами как неповторимый комплекс явлений. И вместе с тем мы постоянно обнаруживаем в различных вещах определенное сходство, родство явлений. Благодаря этому вещи классифицируются, упорядочиваются в нашем сознании. Сходство, тождественность вещей по определенным признакам, в конкретно установленном отношении есть то общее, что им присуще. Например, при всем различии пород все хищники обладают одним весьма существенным общим признаком, а именно способом добывания пищи: они вынуждены поедать других животных.

Всякое сходство, общность вещей существует лишь в определенных границах. Кроме того, всякая вещь в отношениях сходства находится с самыми различными и достаточно несходными между собой вещами, т.е. общность в одном отношении ряда вещей всегда соединена с особенностями, несходством вещей в других отношениях. Это особенное, в свою очередь, связывает определенную вещь с другими классами вещей. Но важно и то, что данная отдельная вещь существует в единственном числе, уникальна в присущем только ей сочетании свойств, т.е. в этом смысле она единична.

Таким образом, всякое общее и особенное существуют как черты единичного, которое, в свою очередь, и есть самая полная и богатая характеристика всякой вещи и обозначается нами индивидуальными, конкретными именами: моя мать, мой дом, мой друг Иванов и т.д. Кроме того, всякое единичное несет в себе черты, присущие всем реальным вещам, т.е. черты всеобщего. Именно всеобщие свойства бытия выражены в диалектических категориях и законах. Смысловые связи единичного, особенного, общего и всеобщего можно проиллюстрировать в такой соответственно последовательной цепочке: Петр Иванов – студент – человек – материальная система.

Категории содержания и формы

Исследуя реальные объекты, вещи и воздействуя на них, люди открывают постоянно все новые и новые их свойства, признаки общего, а также особенного. Таким путем непрерывно раскрывается содержание каждого единичного, каждой конкретной вещи. Содержание представляет собой совокупность всех свойств, отношений, элементов и связей вещи, как внутренних, так и внешних. К содержанию вещи относятся и явления и сущности разных порядков. Содержательная характеристика вещи есть ее самая широкая характеристика, а также необычайно подвижная, развивающаяся.

Однако это не означает, что всякая вещь представляет собой произвольный набор разнонаправленных свойств, некий хаос черт. Все многообразие вещи определенным образом всегда упорядоченно, оформлено, что и придает единичность и конкретность ей. Таким образом, всякое содержание обусловлено определенной формой, упорядочено благодаря ей. Форма есть способ организации, способ существования содержания, а также уровень, мера возможностей для его развития. Форма обеспечивает неповторимое единство, относительную устойчивость и определенность каждой вещи. В зависимости от формы содержание может реализовываться по-разному, в разной степени. Так, одно и то же содержание в стихотворной форме окажет более сильное эмоциональное воздействие на читателя (слушателя), чем в форме прозаической. Многие так называемые вечные сюжеты (о докторе Фаусте, например) предстали в мировой литературе в разных формах, передавая разные нюансы в оценке героев, оказывая разное эмоциональное воздействие на читателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: