1. ДИАЛЕКТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Диалектика как система идей, в совокупности играющих роль общего метода, или способа построения философской мысли, складывалась исторически. Введение в обиход понятия "диалектика" приписывают античному мыслителю Сократу (ок.470 – 399 гг. до н.э.), у которого оно означало искусство вести беседу, диалог, спор. Сократ разработал диалектику как метод поиска истины через противоборство мнений.
Однако, диалектические приемы в осмыслении мира еще до введения самого понятия разрабатывались и использовались другими античными философами, особенно Гераклитом Эфесским (544 – 483 до н.э). По крайней мере, диалектический принцип противоречия как источника любого развития (развития Мира в целом) был обоснован именно Гераклитом. Он, как известно, утверждал, что борьба противоположностей (выражением ее он считал огонь) есть вечный и неистребимый закон, благодаря которому этот Мир каждый день обновляется.
Ф.Энгельс назвал досократовскую диалектику наивной, так как она основывалась лишь на непосредственных наблюдениях и рассуждениях, не располагала большими знаниями в конкретных областях.
|
|
Диалектические идеи в дальнейшем нашли выражение и развитие во многих философских системах. Особый вклад в разработку диалектики в свое время внесли Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Дж.Бруно (1548 – 1600), Николай Кузанский (1401 – 1464), Г.В.Лейбниц (1646 – I716), И.Кант (1724 – 1804).
Целостное выражение диалектика получает в немецкой классической философии, особенно в объективном идеализме Г.Гегеля (1770 – 1831). Ему удалось построить диалектику как систему, связать в ней ключевые принципы, категории (универсальные понятия) и законы. Гегель соединил логику и диалектику, обосновал подобие законов человеческого мышления и законов существования и развития мира.
Через логическую взаимосвязь категорий Гегель выявил универсальную зависимость процессов развития. Он обосновал универсальные диалектические законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
Понятием "диалектика" он обозначил умение отыскивать противоположности в самой действительности, рассматривал их как источник ее саморазвития. Признавая заслуги Гегеля в развитии диалектического метода, следует отметить, что одновременно его учение свидетельствовало о перспективах дальнейшего продуктивного применения этого метода в науке и философии.
В современном смысле диалектика представляет собой обобщенное учение о всеобщей связи и развитии. Собственно сами понятия (категории) связи и развития приобретали свою содержательную определенность через формирующийся диалектический подход.
|
|
Связь – это важнейшее и весьма объемное по содержанию философское понятие, которое во многом обусловило само становление философии, а затем и науки, но особенную роль сыграло оно в построении диалектики как системы. Связь – это состояние, в котором различные явления в той или иной мере определяют друг друга; связь выражает то, что явления друг для друга в конкретном плане выступают условиями существования и развития. Связи бывают самых разных типов, но для философии важно выходить на уровень осмысления универсальных, то есть всеобщих связей в бытии мира и человека.
Понятие связи неразрывно по смыслу с понятием развития. Развитие – это особый тип связи, в которой явление само выражает себя как цепочка определяющих друг друга необратимых и необходимых состояний. В развитии всегда выражается связь различных конкретных состояний, где есть определенная направленность. Развитие отличают от движения. Движение – это любой переход явления (объекта) из одного состояния в другое в соответствии с его характеристиками; то есть любое изменение в соответствии с порядком данного явления. Движение может быть измерено во временном параметре, но здесь параметр времени не является определяющим, равнозначен со всеми другими (например, пространственными). Развитие же означает качественное и необратимое преобразование объекта, а, значит, показатель времени здесь выступает важнейшим.
Осмысление связи и развития в бытии Мира способствовало зарождению философии, а уже в ее рамках и самого диалектического метода мышления.
Трансформируясь в различных философских школах, диалектика проявляла себя как свод определенных теоретических и методологических положений, служивших основой духовного и практического освоения мира. Эти постулаты, или принципы в их взаимной согласованности составляют смысловой стержень диалектики. Следование им в деятельности (особенно в познании) позволяет улавливать в Мире как тенденции порядка, так и отклонения от него, позволяет понимать многообразие своих отношений с Миром и при этом придавать им оптимальную и осмысленную форму. Фактически это означает организацию диалога с Миром, в котором устанавливаются некие общие правила его ведения. Диалектика и развивалась, по сути, как система общих правил «обмена идеями» в таком своеобразном диалоге. Его участники неизбежно должны исходить из неких безусловных установок, или принципов, которые и делают возможным непрерывно развертывающееся общение и взаимодействие.
Принципы диалектики
К числу фундаментальных принципов диалектики относят:
1. Принцип всеобщей связи. Он означает необходимость рассматривать все в зависимости от всего, признание неотделимости явлений и их множеств друг от друга, влияния их друг на друга. Признание того, что нет ничего изолированного, исключенного из «сетки» общемировой зависимости.
2. Принцип развития. Он означает признание всеобщих направленных и упорядоченных преобразований всех явлений и их множеств, признание необратимости этих преобразований (процессов). Часто, особенно в рамках религиозных философских учений, такое признание сопровождалось и обоснованием некоей высшей цели, к которой якобы стремится все в своем развитии.
3. Принцип противоречивости. Он означает признание источником (движущей силой) любого развития имеющихся и нарастающих в объекте внутренних противоречий, необходимо присущих всем явлениям и процессам. Противоречия (в диалектике) – это такое отношение двух внутренних сторон некоторого целого, в котором обнаруживается и их единство, и их взаимное отторжение, то есть борьба. Все это означает, что две необходимые тенденции в конкретной системе одновременно зависят друг от друга и направлены на подавление (на уничтожение) друг друга. Это и обусловливает непрерывное развитие любой системы и мира в целом. Более того, это приводит к выводу, что всякое развитие есть саморазвитие.
|
|
4. Принцип детерминизма. В широком смысле – это принцип признания законосообразности любого явления и процесса, то есть признания того, что все явления возникают в соответствии с действием некоторых законов, в «цепях» (последовательностях) необходимых связей. Среди всех типов законов особо выделены законы причинно-следственного характера. Таким образом, признается, что есть определяющие явления, от которых зависят другие явления – определяемые; все возникает в соответствии с некоторой причиной и одновременно входит в комплекс причин для чего-либо другого.
5. Принцип конкретности. Он означает, что всякая связь и развитие происходят в системе специфически упорядоченных условий, каждое из которых играет свою роль для других, зависит от других. Таким образом, ни одна из связей не может быть понята вне обстоятельств, в которых она возникает, существует и развивается.
6. Принцип системности. Он означает, что все явления и их множества упорядочены в системной форме, то есть – организованы в целостность, где каждый элемент, будучи относительно самостоятельным, определяет (обеспечивает) сохранение и развитие всей совокупности. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное, целое) – это совокупность элементов с конкретными связями и функциями, которые обеспечивают их единство и целостное выражение во внешней среде.
Система состоит из элементов, но не сводится к их сумме, она больше их суммы. Каждый элемент – это минимальная единица связей (наименьшая часть) в системе. В этом плане элемент обладает неразложимостью. При этом каждый элемент обладает относительной самостоятельностью внутри системы, своеобразием среди других.
|
|
Помимо элементов внутри системы выделяют подсистемы, то есть наибольшие части системы, обладающие определенной автономностью, но в целом подчинены целостности системы и управляются ею. Внутри системы они расположены в определенной иерархии (соподчиненности друг к другу).
Каждая система конкретна в своих внутренних и внешних связях и отношениях, конкретны ее элементы, подсистемы, их организация. Каждая система обладает определенной структурой, которая обеспечивает ее целостность и индивидуальность (неповторимость). Структура (от лат. structura – строение) – это некоторый сохраняющийся порядок, присущий связям элементов внутри системы, придающий целостность и своеобразие системе.
Критерием (или показателем) диалектики, позволяющим отличать ее от других способов философствования, считается принцип противоречивости. Его признание или отрицание тем или иным философом позволяет сделать вывод в целом о наличии или отсутствии у него диалектической позиции.
Диалектика оказала серьезное воздействие на научное познание, став основой его методологии. Диалектический метод укреплялся и развивался в единстве с другими достижениями человеческого познания. Его состоятельность была убедительно подтверждена, например, научной революцией конца XIX – начала XX вв., в результате которой единство мира было осмыслено на качественно более высоком уровне.
1. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ
Категории диалектики представляют собой наиболее общие понятия о всеобщих связях действительности. В каждом из этих универсальных понятий – в каждой из категорий – фиксируется осмысленная человеком определенная черта (грань, сторона, свойство) всего мироустройства. Категории, каждая в определенном отношении, раскрывают (конкретизируют) содержание диалектических принципов. При этом все они находятся в смысловой связи с их учетом.
Так, диалектический принцип развития (саморазвития) через противоречия нашел свое проявление в парной согласованности всех диалектических категорий. Каждая категория находится в отношении взаимоотрицания и, одновременно, взаимодополнения с какой-то другой категорией. К числу основных категорий диалектики относят следующие:
· Сущность и явление
· Общее и единичное
· Содержание и форма
· Возможность и действительность
· Причина и следствие
· Необходимость и случайность