Диалектика как метод познания

 

1. ДИАЛЕКТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

 

Диалектика как система идей, в совокупности играющих роль общего метода, или способа построения философской мысли, складывалась исторически. Введение в обиход понятия "диалектика" приписывают античному мыслителю Сократу (ок.470 – 399 гг. до н.э.), у которого оно означало искусство вести беседу, диалог, спор. Сократ разработал диалектику как метод поиска истины через противоборство мнений.

Однако, диалектические приемы в осмыслении мира еще до введения самого понятия разрабатывались и использовались другими античными философами, особенно Гераклитом Эфесским (544 – 483 до н.э). По крайней мере, диалектический принцип противоречия как источника любого развития (развития Мира в целом) был обоснован именно Гераклитом. Он, как известно, утверждал, что борьба противоположностей (выражением ее он считал огонь) есть вечный и неистребимый закон, благодаря которому этот Мир каждый день обновляется.

Ф.Энгельс назвал досократовскую диалектику наивной, так как она основывалась лишь на непосредственных наблюдениях и рассуждениях, не располагала большими знаниями в конкретных областях.

Диалектические идеи в дальнейшем нашли выражение и развитие во многих философских системах. Особый вклад в разработку диалектики в свое время внесли Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Дж.Бруно (1548 – 1600), Николай Кузанский (1401 – 1464), Г.В.Лейбниц (1646 – I716), И.Кант (1724 – 1804).

Целостное выражение диалектика получает в немецкой классической философии, особенно в объективном идеализме Г.Гегеля (1770 – 1831). Ему удалось построить диалектику как систему, связать в ней ключевые принципы, категории (универсальные понятия) и законы. Гегель соединил логику и диалектику, обосновал подобие законов человеческого мышления и законов существования и развития мира.

Через логическую взаимосвязь категорий Гегель выявил универсальную зависимость процессов развития. Он обосновал универсальные диалектические законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Понятием "диалектика" он обозначил умение отыскивать противоположности в самой действительности, рассматривал их как источник ее саморазвития. Признавая заслуги Гегеля в развитии диалектического метода, следует отметить, что одновременно его учение свидетельствовало о перспективах дальнейшего продуктивного применения этого метода в науке и философии.

В современном смысле диалектика представляет собой обобщенное учение о всеобщей связи и развитии. Собственно сами понятия (категории) связи и развития приобретали свою содержательную определенность через формирующийся диалектический подход.

Связь – это важнейшее и весьма объемное по содержанию философское понятие, которое во многом обусловило само становление философии, а затем и науки, но особенную роль сыграло оно в построении диалектики как системы. Связь – это состояние, в котором различные явления в той или иной мере определяют друг друга; связь выражает то, что явления друг для друга в конкретном плане выступают условиями существования и развития. Связи бывают самых разных типов, но для философии важно выходить на уровень осмысления универсальных, то есть всеобщих связей в бытии мира и человека.

Понятие связи неразрывно по смыслу с понятием развития. Развитие – это особый тип связи, в которой явление само выражает себя как цепочка определяющих друг друга необратимых и необходимых состояний. В развитии всегда выражается связь различных конкретных состояний, где есть определенная направленность. Развитие отличают от движения. Движение – это любой переход явления (объекта) из одного состояния в другое в соответствии с его характеристиками; то есть любое изменение в соответствии с порядком данного явления. Движение может быть измерено во временном параметре, но здесь параметр времени не является определяющим, равнозначен со всеми другими (например, пространственными). Развитие же означает качественное и необратимое преобразование объекта, а, значит, показатель времени здесь выступает важнейшим.

Осмысление связи и развития в бытии Мира способствовало зарождению философии, а уже в ее рамках и самого диалектического метода мышления.

Трансформируясь в различных философских школах, диалектика проявляла себя как свод определенных теоретических и методологических положений, служивших основой духовного и практического освоения мира. Эти постулаты, или принципы в их взаимной согласованности составляют смысловой стержень диалектики. Следование им в деятельности (особенно в познании) позволяет улавливать в Мире как тенденции порядка, так и отклонения от него, позволяет понимать многообразие своих отношений с Миром и при этом придавать им оптимальную и осмысленную форму. Фактически это означает организацию диалога с Миром, в котором устанавливаются некие общие правила его ведения. Диалектика и развивалась, по сути, как система общих правил «обмена идеями» в таком своеобразном диалоге. Его участники неизбежно должны исходить из неких безусловных установок, или принципов, которые и делают возможным непрерывно развертывающееся общение и взаимодействие.

Принципы диалектики

К числу фундаментальных принципов диалектики относят:

1. Принцип всеобщей связи. Он означает необходимость рассматривать все в зависимости от всего, признание неотделимости явлений и их множеств друг от друга, влияния их друг на друга. Признание того, что нет ничего изолированного, исключенного из «сетки» общемировой зависимости.

2. Принцип развития. Он означает признание всеобщих направленных и упорядоченных преобразований всех явлений и их множеств, признание необратимости этих преобразований (процессов). Часто, особенно в рамках религиозных философских учений, такое признание сопровождалось и обоснованием некоей высшей цели, к которой якобы стремится все в своем развитии.

3. Принцип противоречивости. Он означает признание источником (движущей силой) любого развития имеющихся и нарастающих в объекте внутренних противоречий, необходимо присущих всем явлениям и процессам. Противоречия (в диалектике) – это такое отношение двух внутренних сторон некоторого целого, в котором обнаруживается и их единство, и их взаимное отторжение, то есть борьба. Все это означает, что две необходимые тенденции в конкретной системе одновременно зависят друг от друга и направлены на подавление (на уничтожение) друг друга. Это и обусловливает непрерывное развитие любой системы и мира в целом. Более того, это приводит к выводу, что всякое развитие есть саморазвитие.

4. Принцип детерминизма. В широком смысле – это принцип признания законосообразности любого явления и процесса, то есть признания того, что все явления возникают в соответствии с действием некоторых законов, в «цепях» (последовательностях) необходимых связей. Среди всех типов законов особо выделены законы причинно-следственного характера. Таким образом, признается, что есть определяющие явления, от которых зависят другие явления – определяемые; все возникает в соответствии с некоторой причиной и одновременно входит в комплекс причин для чего-либо другого.

5. Принцип конкретности. Он означает, что всякая связь и развитие происходят в системе специфически упорядоченных условий, каждое из которых играет свою роль для других, зависит от других. Таким образом, ни одна из связей не может быть понята вне обстоятельств, в которых она возникает, существует и развивается.

6. Принцип системности. Он означает, что все явления и их множества упорядочены в системной форме, то есть – организованы в целостность, где каждый элемент, будучи относительно самостоятельным, определяет (обеспечивает) сохранение и развитие всей совокупности. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное, целое) – это совокупность элементов с конкретными связями и функциями, которые обеспечивают их единство и целостное выражение во внешней среде.

Система состоит из элементов, но не сводится к их сумме, она больше их суммы. Каждый элемент – это минимальная единица связей (наименьшая часть) в системе. В этом плане элемент обладает неразложимостью. При этом каждый элемент обладает относительной самостоятельностью внутри системы, своеобразием среди других.

Помимо элементов внутри системы выделяют подсистемы, то есть наибольшие части системы, обладающие определенной автономностью, но в целом подчинены целостности системы и управляются ею. Внутри системы они расположены в определенной иерархии (соподчиненности друг к другу).

Каждая система конкретна в своих внутренних и внешних связях и отношениях, конкретны ее элементы, подсистемы, их организация. Каждая система обладает определенной структурой, которая обеспечивает ее целостность и индивидуальность (неповторимость). Структура (от лат. structura – строение) – это некоторый сохраняющийся порядок, присущий связям элементов внутри системы, придающий целостность и своеобразие системе.

Критерием (или показателем) диалектики, позволяющим отличать ее от других способов философствования, считается принцип противоречивости. Его признание или отрицание тем или иным философом позволяет сделать вывод в целом о наличии или отсутствии у него диалектической позиции.

Диалектика оказала серьезное воздействие на научное познание, став основой его методологии. Диалектический метод укреплялся и развивался в единстве с другими достижениями человеческого познания. Его состоятельность была убедительно подтверждена, например, научной революцией конца XIX – начала XX вв., в результате которой единство мира было осмыслено на качественно более высоком уровне.

 

1. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ

Категории диалектики представляют собой наиболее общие понятия о всеобщих связях действительности. В каждом из этих универсальных понятий – в каждой из категорий – фиксируется осмысленная человеком определенная черта (грань, сторона, свойство) всего мироустройства. Категории, каждая в определенном отношении, раскрывают (конкретизируют) содержание диалектических принципов. При этом все они находятся в смысловой связи с их учетом.

Так, диалектический принцип развития (саморазвития) через противоречия нашел свое проявление в парной согласованности всех диалектических категорий. Каждая категория находится в отношении взаимоотрицания и, одновременно, взаимодополнения с какой-то другой категорией. К числу основных категорий диалектики относят следующие:

· Сущность и явление

· Общее и единичное

· Содержание и форма

· Возможность и действительность

· Причина и следствие

· Необходимость и случайность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: