Теоретические основы изучения проблемы словообразования в лингвистике

Содержание

 

1. Теоретические основы изучения проблемы словообразования в лингвистике. 3

2. Морфологические способы словообразования. 5

3. Используемая литература. 9

 

 



Теоретические основы изучения проблемы словообразования в лингвистике

 

<Изучение проблемы словообразования имеет давние традиции. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения были сделаны в работах таких известных ученых, как И.А.Бодуэн де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов, Н.В.Крушевский, К.И.Чуковский и др., характеризуя их как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности ребенка. К.Бюлер анализируя детские образования по аналогии, объяснял их тем, что ребенок в состоянии «открыть» для себя основной принцип всех флективных языков и перенести его на разнообразные случаи.

Словарный запас русского языка регулярно обогащается новыми словами. Словообразование считается основным средством пополнения словарного состава языка. Словообразование – это раздел науки о языке, изучающий состав слов (из каких частей они состоят) и методы их образования> (М.М.Козлова, 2014, с.17).

<Начиная с конца 60-х годов 20 века, были выпущены труды Е.А.Земской «Современный русский язык. Словообразование», Н.М.Шанского «Очерки по русскому словообразованию», О.П. Ермаковой «Лексические значения производных слов в русском языке» и др. В 1985 году был выпущен «словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова и его авторского коллектива, позже – монографии Е.А. Земской «словообразование как деятельность» и И.С.Улуханова «Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация».

Большой вклад внесли: Г.О.Винокур, В.В.Лопатин, Ю.С.Маслов, А.И.Моисеев, М.В.Панов, А.И.Смирницкий, П.А.Соболев и многие другие. Т.Ф.Ефремова считает, что словообразование – это составление слов от других слов с помощью конкретных действий, которые подразумевают формальные и содержательные перемены характеристик слова.

Слово, которое получилось в итоге словообразования, получает название производным или мотивированным. Начальное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс так же называют деривацией, а его результаты – дериватами. К главным словообразовательным процессам принадлежит аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и многие другие> (Е.Г.Мережко, 2009, с.76).

<Отличают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование исследует истинный ход составления одних языковых знаков от других в течении исторического развития языка, кроме того исторические перемены словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование исследует не столько процессы, сколько взаимосвязь между словами, которая существует в одном синхронном срезе языка.

Главным понятием словообразования считается словообразовательная мотивация. В синхронном словообразовании оно означает отношение, которое связывает мотивирующее слово с производным (дериватом). Производное слово, в основном, более сложное, чем мотивирующее, и формально, и семантически. Таким образом, глагол «прочитать» является производным от глагола «читать», потому что он образован от него путем присоединения приставки «про». Он сложнее как формально, потому что в его состав входит соответствующий звуковой (или буквенный) сегмент про-, так и семантически, так как в толковании глагола «прочитать» должна быть отсылка к глаголу «читать».

Иным главным понятием словообразования считается словообразовательное значение. В первую очередь здесь имеется в виду значение аффиксов, которые используются в рамках одного словообразовательного шага. Мы рассматриваем несколько похожих шагов с различными мотивирующими словами, в которых присутствует данный аффикс. Имеется два главных подхода к выявлению словообразовательного значения. При первом подходе оно выявляется с помощью «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические отличия между производными и мотивирующими словами. При втором подходе оно определяется как общая часть семантики соответствующих производных слов> (М.М,Козлова, 2014, с.18).

<Производные слова, которые относятся к одной части речи и составленные с помощью одного и того же действия, с одной и той же характеристикой, образуют словообразовательный вид. Таким образом, в один словообразовательный вид вступают существительные с уменьшительным суффиксом -ик: ключик, мячик, кустик, ромбик; глаголы с приставкой за – в «начинательном» значении: забежать, закричать, зазвенеть и другое.

Грамматические группы, которые применяют словообразование, именуются словообразовательными. Например, словообразовательные – это уменьшительные формы существительных и прилагательных (диминутивы: шкафчик, новенький), имя деятеля (учитель, певец), различные способы действия (спеть, запеть, забежать, выбежать) и т.п..

Исследование морфологической структуры слов, становление хода словообразования имеет редкое значение для формирования лингвистических возможностей учащихся и их общего развития. Трудно недооценить важность осознания структуры слова в обучении чтению и письму, в последующем успешном освоении учащимися грамматических знаний и орфографических навыков.

Разрешение трудностей расширения словарного запаса путем пополнения хода словообразования, развитие морфемного анализа включает в себя очень большие возможности становления заинтересованности детей к миру языка> (В.А,Кустарёва, 2010, с.208).

<А.Г.Арушанова считает, что главным источником формирования способностей словообразования детей является ежедневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается неожиданно> (А.Г.Арушанова, 2004, с.122).

<Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже – предложений, которые для нового слова являются исходными.

Существуют различные классификации, и их количество разными исследователями определяется по-разному.

Обычно выделяются два способа словообразования: морфемный и неморфемный. В другом справочнике по русскому языку под ред. Е.А. Пановой, А.А. Поздняковой (2004) используется другое название: морфологический как синоним морфемному способу, неморфологический – неморфемный способ образования слов.

В.В. Виноградов разработал первую последовательную классификацию методов русского словообразования. В его трудах «Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), выделено и охарактеризовано четыре главных направления в ходе словопроизводства> (Н.А.Николина, 2005, с.56).

Разберем эти методы подробно:

<1. Морфологическое словообразование. В его основании – лежит изменение лексических единиц в новые слова способом присоединения разнообразных аффиксов или сокращения компонентов начальной единицы (актер – актр-ис(а), бежать– у-бежать, находит – находит-ся). Границы морфологического словообразования обширны. В нем представлены такие эффективные методы образования новых слов, как суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, смешанные (префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и другие), фонетико-морфологический (бессуффиксальный). Подавляющая большая часть русских производных лексем сформирована данными методами.

2. Морфолого-синтаксическое словообразование. Оно обхватывает все этапы перехода из одной части речи в другую – субстантивацию (переход прилагательных и причастий в сущ.: «смелый человек – смелого пуля боится»), адъективацию (переход причастий в прилагательные: «человек, вызывающий вас на переговоры-вызывающее поведение»), адвербиализацию (переход из других частей речи в наречия: «низ дома каменный-я шел низом»), прономинализацию (переход из других частей речи в местоимения: «большое и нужное дело-дело было в сентябре»)>.

В.В. Виноградов считал, что <словосложение – составление новых слов в процессе морфологического изменения синтаксических единиц – словосочетаний («карие глаза-кареглазый», «культурный и изобразительный-культурно-изобразительнный»), к морфолого-синтаксическому словообразованию.

3. Лексико-синтаксическое словообразование. Представлено различными случаями соединения элементов словосочетания и образования их в устойчивую единицу, которая функционирует в качестве слова: «с ума сшедший – сумасшедший», «слабо развитый-слаборазвитый».

4. Лексико-семантическое словообразование. Оно основывается на семантическом расщеплении полисемантических слов. Главные причины такого расщепления – потеря семантической общности и прерывание семантических связей между разными значениями многозначного слова> (В.В.Виноградов, 2012, с.55.

<Новые лексемы при этом возникают в результате отделения некоторых значений и оформления их как отдельных лексических единиц. Сравним «совет» – это наставление, указание, предложение, как поступить; «Совет» – орган государственной власти, одна из форм организации общества.

Долгие годы, вторая классификация Виноградова обширно использовалась в вузах и в специальных исследованиях. Уже после выхода в свет классификации Виноградова, через годы, ученые подчеркнули и представили новые способы словопроизводства. Возникли новые классификации методов словообразования. Рассмотрим одну из них. Эта классификация основывается на качестве словообразовательного форманта: она указывает на границу между методами словообразования в зависимости от качества образующих средств – самых важных участников процесса словопроизводства, которые определяют особенности и методов словообразования. В этой классификации сравниваются морфологические и неморфологические методы> (Е.Г.Мережко, 2009, с.76).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: