Морфологические способы словообразования

<При морфологическом словообразовании производящими являются одно или два слова. Сложение, которое приводит к возникновению сложных слов, и аббревиация, при которой возникают сложносокращенные слова, определяются как методы образования производных единиц на базе нескольких производящих слов. Разделение способов словообразования при одном производящем слове основывается на том, какие аффиксальные морфемы присутствуют в процессе словопроизводства, каким образом они приобщаются к производящей базе – отдельно или вместе. В первом случае выделяются префиксальный, суффиксальный, постфиксальный методы словообразования, во втором – комбинированные: префиксально-суффиксальный, префиксально-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный и префиксально-суффиксально-постфиксальный.

Суффиксальным считается такой метод появления новых слов, когда словообразовательным формантом является словообразовательный суффикс: «пациент-пациент-к-а». В ходе суффиксального словопроизводства часто исполняется переход слова из одной части речи в другую: «красный-красн-е-ть», «чистить-чист-к-а»> (В.В,Виноградов, 2012, с. 128).

<В качестве для производного слова при суффиксации в основном применяется основа словоформы – «стекло-стекл-и-ть», «одаренный-одаренн-ость». Достаточно часто основа производного слова изменяет свой вид: «кататься-кат-ок» (усечение производящей основы), «жить-жи-л-ец» (наращение), «пальто-пальт-ов-ый» (наложение морфем – «пальто+ов-ый»).

Особым видом суффиксации считается нулевая суффиксация (или безаффиксное словообразование). Много производных слов не имеют в своем составе какого-либо материально выраженного суффиксального морфа, но, тем не менее, являются образованными суффиксальным методом: «уходить-уход», «ссориться-ссора», «сухой-сушь», «весна-вешний», «супруг-супруга». Производность их устанавливается в языковой системе при определении лексической семантики и сравнении с производными словами других словообразовательных видов с таким же словообразовательным значением, который оформлен материально. Нулевая суффиксация часто распространена в сфере именного словообразования. Она широко применяется для составления имен существительных, реже – прилагательных.

Префиксальный способ словообразования. Один из способов, когда для основного словообразовательного средства применяется префикс – «просить-у-просить», «порядок-бес-порядок»>(В.А,Кустарёва, 2010, с.88).

<Производящим словом при префиксации является целое слово («чистить-под-чистить»). Часто оно легко соединяется с нужным префиксом. В исключительных случаях при составлении слов префиксальным методом наблюдаются незначительные морфонологические явления (история-пред-ыстория, дать-раз-дать).

Префиксы присоединяются к производящему слову и никогда не меняют его общечастиречное значение: «заголовок-под-заголовок», «ученый-не-ученый», «сколько-ни-сколько», «всюду-ото-всюду», «готовить-при-готовить».

Постфиксальный способ словообразования. Он является ходом составления производных слов, когда основным словообразующим средством считается постфикс – «кто-кто-нибудь», «мирить-мирить-ся». Постфиксы, никогда не меняют свою частиречную характеристику и всегда соединяются с целым словом> (Т.Г.Рамзаева, 2014, с.106).

<Смешанные способы образования. Данные способы соединяют все случаи составления производных слов, в которых участвуют словообразовательные средства. Они состоят из двух (иногда трех) дистантных элементов – «играть-на-игр-ыва-ть», «спать-вы-спать-ся», «вкус-без-вкус-иц-а».

Сложение. Сложение в сочетании с суффиксацией. Данный метод составления сложных слов способом соединения нескольких словарных единиц: «горнолыжник», «двуязычие». Сложные слова появляются в случае объединения слова и слова («Царь-пушка»), основы слова и слова («водообмен»), основы слова и основы слова («тонкострунный»). Взаимосвязь между смысловыми частями сложного слова исполняется при помощи интерфиксальных морфем, как материально выраженных (-о-, -е-, -и-, -а-, -ух- «мороз-о-стойкий», пыл-е-сборник», «двадцат-и-минутный», «сорок-а-метровый», «дв-ух-этажный»), так и нулевых («вагон-ресторан», «Новгород»).

Чистое сложение – это метод составления сложных слов способом соединения двух слов или основы слова и целого слова. Рабочими моделями для него считаются: слово+интерфикс+слово, основа слова+интерфикс+слово: «завод-автомат», «школа-интернат», «правдоподобный», «общеизвестный»> (Н.С,Рождественский, 2007, с.64)).

<А теперь обратимся к неморфологическим методам словообразования. Аббревиация – это метод составления сокращенных и сложносокращенных слов. Они формируются путем объединения сокращенных элементов основ нескольких слов, а также сокращенных элементов основ с целыми словами: «государственная экзаменационная комиссия – ГАК», «спортивный клуб- спортклуб».

Как метод образования аббревиация особо часто стала применяться после 1917 г. В конце 19-го века в русском языке существовал не один десяток аббревиатур, сейчас их более 70 тысяч.

Производящей основой при аббревиации бывает либо словосочетание, либо слово: «медицинская сестра-медсестра», «компьютер-комп».

Способы сокращения слов в русском языке очень разнообразны.

Можно отметить:

1) инициальные аббревиатуры – звуковые (НИИ – «научно-исследовательский институт», ЭВМ – «электронно-вычислительная машина»;

2) слоговые аббревиатуры, возникающие из соединения первоначальных частей слов: «диалектический материализм» – диамат, «физико-математический факультет» – физмат, «иностранные языки» – иняз;

3) аббревиатуры, образующиеся из первоначальной части первого слова и конечной части второго слова: мопед – «мотоцикл и велосипед», торгпредство – «торговое представительство»;

4) аббревиатуры смешанного типа. Появляются как объединение различных методов образования аббревиатур: звукового и буквенного, инициального и слогового – «педвуз», «завуч»> (А.Г.Арушанова, 2004, с.154).

<Все виды аббревиатур сейчас достаточно эффективны. Очень широко они употребляются при составлении новых имен существительных.

В последнее время в большом количестве формируются не только звуковые, буквенные, слоговые аббревиатуры, но возникают и новые виды сокращенных слов. Например, распространены слова типа «спец», «уд», «зав». Это привело к выявлению из аббревиации другого способа словообразования, который называется усечение. Процесс сокращения содержит в большинстве случаев длинные слова, которые состоят из двух корней: «кинематограф» – «кино», «специалист» – «спец».

Универбация – это метод составления новых слов на основе устойчивых словосочетаний. Для производящей базы в основном применяется не все словосочетание, а только основа одного слова. Обычно избирается элемент, который содержит основную информацию – «грузовой автомобиль-грузовик», «моторная лодка-моторка», «сгущенное молоко-сгущенка». В ходе создания таких слов участвуют суффиксы с предметным значением (-к-, -ик-). В каждом слове они означают определенный предмет, который в базовом сочетании определяется именем существительных> (В.В,Виноградов, 2012, с.324).

<Эффективность универбации как средство образования преимущественно высока в разговорной речи. Субстантивация – это планомерный переход прилагательных и причастий в имена сущ., в последствии которого возникают новые лексемы.

Словообразовательной основой считается система флексий мотивированного слова, которая представляет собой часть системы флексий мотивирующего слова. Сравним: «столовая комната» – «столовая». Парадигма прилаг. «столовая» включает в себя 24 словоформ; парадигма же сущ. «столовая» состоит из 12 словоформ.

Имеется несколько видов субстантивации: собственно-языковая и контекстуальная. Собственно-языковая субстантивация включает в себя случаи как полного, так и частичного перехода причастий или имен прилагательных в имена существительные. При полной субстантивации слово теряет все свои взаимосвязи с адъективной или глагольной системами и целиком переходит в разряд имен сущ. («вожатый», «портной»). При неполной субстантивации прилаг. или причастие как будто бы делится на две лексические единицы. Одна из них осуществляет свои первичные функции («слепой человек», «трудящиеся массы»), вторая применяется в языке как имя существительное («слепой», «трудящиеся»)> (М.Р,Львов, 2014, с. 212).

<Контекстуальная субстантивация существует лишь на уровне конкретного контекста, при котором прилагательное или причастие обретает свойства и качества имени существительного: «Открывать неизведанное всегда рискованно» (контекстуальная субстантивиров. лексема «неизведанное»).

Сращение – это метод словопроизводства, который относится к разделу лексико-синтаксического словообразования. Применяется лишь при составлении одной части речи – имен прилагательных: «мало знакомый – малознакомый», «долго играющий – долгоиграющий».

Сращение как метод образования различается от сложения тем, что слова, составленные методом сращения, в полной мере, повторяют морфемный состав словосочетаний, на основе которых они появляются. В качестве словообразовательного форманта при сращении используется зафиксированный порядок компонентов: в препозиции всегда подчиненный компонент и единое главное ударение на основном компоненте> (В.В,Виноградов, 2012, с.322).

<Теоретический анализ материала по проблеме словообразования позволили сделать следующие выводы:

1) словообразование - это сложный процесс, связанный с лексическим и грамматическим строем речи;

2) словообразование играет главную роль в пополнении словарного состава русского языка.

3) словообразование – это процесс или результат образования новых слов на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.

5) в русском языке существуют следующие способы словообразования: суффиксальный, бессуффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, способ сложения.

6) словообразование является результатом сложной активной мыслительной деятельности и является особым способом мышления> (М.М.Козлова, 2014, с.18).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: