Формы контроля и оценки результатов урока

План-конспект урока

По русскому языку

В 6 классе

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с.Бутырки

Лысогорского района Саратовской области»

на тему «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»

                                  

 



Тема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология урока: проблемно-диалоговое обучение.

Цель урока: создание условий для усвоения орфограммы «н-нн в суффиксах прилагательных» и включения её в систему знаний.

Задачи:

отработать навык правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных и применения правила на письме;

способствовать развитию умения самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике;

Воспитывать любовь и уважение к людям труда, формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с правописанием одной и двух букв Н в прилагательных, образованных от существительных; видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условие выбора написаний.

Метапредметные:

- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль своих действий.

- познавательные: проводить сравнение, извлекать информацию из учебного пособия и сообщений учителя, перерабатывать её;

- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: испытывать чувство гордости за людей труда, за односельчан, выращивающих хлеб;  уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве.

Основные термины, понятия:

Прилагательное.

Морфема. Суффикс. Словообразование.

Орфограмма. Исключение из правила.

Алгоритм.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, схема-опора с алгоритмом выбора написании -н- и -нн-, карточка с отрывком из  очерка журналиста районной газеты «Призыв» М.В. Коломоец; карточки для работы в парах и самостоятельной работы.

План урока

№ пп Этап урока Время
1. Организационный этап 1 мин.
2. Мотивация 4 мин.
3. Актуализация знаний 5 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний 8 мин.
5. Первичная проверка понимания 5 мин.
6. Первичное закрепление 12 мин.
7. Рефлексия и оценивание 3 мин.
8. Домашнее задание 2 мин.

Ход урока.

№ пп Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников Результат
1. Организационный этап 1 мин. Приветствует детей; проверяет готовность класса к уроку.   -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Пусть этот урок принесет нам не только новые знания, но и радость общения. Проверим, всё ли у нас готово к уроку. Если кто-то что-то забыл, у нас есть одна минутка, чтобы приготовить всё необходимое: учебник, тетрадь, ручка с синей пастой, ручка с зелёной пастой (или карандаш), дневник. Ещё на партах вы видите карточки, которые будут нам необходимы на уроке. Слайд 1. В школу мы пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! Приветствуют учителя; самоконтроль готовности к уроку.   Записывают в тетради число, классная работа. Готовность к уроку всех учащихся.
2. Мотивация 4 мин. Создает проблемную ситуацию, вызывающую интерес к учебной деятельности на уроке.   -Ребята, вы знаете, что наше село славится не только замечательной природой, но и удивительными людьми. Посмотрите, как пишет о наших односельчанах М.В. Коломоец, журналист местной газеты «Призыв»: (у каждого – карточка с тестом (отрывок из очерка М. Коломоец «Сил для хлеба не жалеют», публикация в местной газете «Призыв» от 16.08.2017) Слайд 2. Приложение 1. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют….   Именно эти слова одного поэта всплыли в памяти, когда выезжала в поле к братьям Тулочкиным. Встаёт багряное солнце, сонные берёзки тихо шелестят зелёными серёжками, слышны соловьиные песни. На траве сверкает серебрянаяроса, а хлеборобы уже в поле. Пользуясь каждым погожим деньком, механизаторы бросают все силы на уборку урожая, выезжая в поля ранним утром и возвращаясь поздним вечером. Еще учась в школе, Юрий твердо решил посвятить свою жизнь сельскохозяйственномупроизводству. В древние времена хлеборобу помогал деревянный плуг, а теперь, по его словам Александра, современнаятехника не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Пока Николай разъезжал, улаживая организационныевопросы, Юрий и Александр поочередно управляли комбайнами.... Остается лишь пожелать им отличной погоды и высокого качественногоурожая без потерь.   - Когда мы читали текст, на что вы обратили внимание?     - К какой части речи относятся все выделенные слова?   - Что еще заметили в этих прилагательных?     - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Слайд 3)     Вступают в диалог с учителем.   Читают текст.     В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом К имени прилагательному В них пишется или –н-, или -нн- Правописание -н- и –нн- в прилагательных. Научиться определять, когда в именах прилагательных надо писать –н-, а когда -нн-. Психологический настрой учителя и учащихся.  
3. Актуализация знаний 5 мин. Готовит мышление детей к изучению нового материала.     - От слов какой части речи образовались эти прилагательные?   - С помощью чего? - Каким способом образованы все эти слова?   - Выпишем из текста выделенные прилагательные, произведем словообразовательный разбор и посмотрим, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные.   - Как вы думаете, что влияет на выбор –н- и –нн- в этих прилагательных? Воспроизводят учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового знания От имён существительных С помощью суффиксов Суффиксальным     Выписывают прилагательные, выполняют словообразовательный разбор.   Возможно, суффикс. Отработка умения производить словообразовательный разбор
4. Первичное усвоение новых знаний 8 мин. Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.   - Ребята, давайте обратимся к презентации и рассмотрим таблицу Слайды 4,5.     - Попробуйте сформулировать правило о правописании -н- и -нн- в именах прилагательных на основе ваших наблюдений. - Прочитайте правило в учебнике п. 64, стр. 29, сравните с нашей формулировкой.   - Расскажите правило о правописании -н- и -нн- в именах прилагательных.   - Почему в словах оловянный, деревянный стеклянный и в слове ветреный пишется одна буква н? Что это за слова?   -Посмотрите на следующий слайд. Слайд 6. На этом слайде слова, о которых мы пока ничего не сказали. Почему в этих словах пишется Н? Работают с разными источниками информации; проводят наблюдение над написанием –н- и -нн- в суффиксах прилагательных, устанавливают причинно-следственные связи.   Формулируют правило.   Читают, сравнивают.   Речевое проговаривание. Это слова-исключения. В этих словах н входит в корень Нахождение необходимой информации. Формулировка правила, его усвоение.
5. Первичная проверка понимания Физкультминутка.«Вы, наверное, устали?» 5 мин. Проверяет полноту и осознанность усвоения учащимися новых знаний и способов действий; выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного мате­риала; ликвидирует неясности осмысления учащимися изу­ченного материала.   - Образуйте прилагательные от существительных луна, вода, дерево, песок, тыква, огонь, солома. Запишите слово, но объяснит написание другой ученик. Начинайте обращение к нему со слов: «Хочу спросить...».   Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.     Записывают прилагательные, обозначают суффиксы, учатся применять правило.     Осознанное построение речевого высказывания по теме урока
6. Первичное закрепление 12 мин. Предоставляет ресурсы для организации работы; создает условия для работы в парах.   Работа в парах по карточкам. Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь алгоритмом. Слайд 7. Приложение 2.     Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. Произведите взаимопроверку.   Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-. Приложение 3. Машина, клюква, сокол, искусство, ястреб, овес, листва, телефон, осень, операция, камень, песок. Проведите самопроверку по ключу. Слайд 8. Работают в парах, группах. Выделяют изучаемую орфограмму.   Проводят взаимопроверку.   Самостоятельно заполняют таблицу, проводят самопроверку по ключу. Применение изученного правила
7. Рефлексия и оценивание 3 мин. Акцентирует внимание на цели и конечном результате занятия. Задает учащимся вопросы: - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных? - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных?   Предлагает задать вопросы по теме урока.   Оценивает меру личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Продолжите предложение: · Я сегодня себя могу похвалить за … - Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x. Формулируют результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Задают вопросы по теме урока. Оценивают свою деятельность на уроке. Умение высказывать свои мысли, задавать вопросы. Умение оценивать результаты своей деятельности.
8. Домашнее задание 2 мин. Предлагает выбрать один из вариантов домашнего задания. Даёт инструктаж по выполнению.   Изучить теоретический материал в параграфе 64. Базовый уровень: выполнить упражнение 369. Повышенный уровень: подготовить раздаточный материал по изученному виду орфограммы (перфокарты или карточки с заданиями) Решают, какое задание выбрать. Осуществление выбора домашнего задания.

Формы контроля и оценки результатов урока.

Фронтальный опрос. Взаимоконтроль.  Самоконтроль.

Взаимооценивание. Самооценивание. Рефлексия.

 

 

Приложение 1.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют….

 

Именно эти слова одного поэта всплыли в памяти, когда выезжала в поле к братьям Тулочкиным.

Встаёт багряное солнце, сонные берёзки тихо шелестят зелёными серёжками, слышны соловьиные песни. На траве сверкает серебряная роса, а хлеборобы уже в поле. Пользуясь каждым погожим деньком, механизаторы бросают все силы на уборку урожая, выезжая в поля ранним утром и возвращаясь поздним вечером.

Еще учась в школе, Юрий твердо решил посвятить свою жизнь сельскохозяйственному производству. В древние времена хлеборобу помогал деревянный плуг, а теперь, по его словам Александра, современная техника не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Пока Николай разъезжал, улаживая организационные вопросы, Юрий и Александр поочередно управляли комбайнами....

Остается лишь пожелать им отличной погоды и высокого качественного урожая без потерь.

 

Приложение 2.

Алгоритм

1.Определить, от какой части речи образовано слово.

2.Если образовано от существительного:

а) с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин: пиши -н-

(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);

б) с основой на -н-: пиши -нн-

в) с помощью суф. -онн-. -енн-: пиши -нн-

(кроме -ветреный-).

 

Приложение 3.

 

Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-:

 

-н- -онн-, -енн- -ин-, -ан-, -ян-
     

Машина, клюква, сокол, искусство, ястреб, овёс, листва, телефон, осень, операция, камень, песок.

 

Ключ

-н- -онн-, -енн- -ин-, -ан-, -ян-
машинный клюквенный соколиный
телефонный искусственный ястребиный
осенний лиственный овсяный
каменный операционный песчаный

Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.

Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. —159 с.

https://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-v-6-klasse-odna-i-dve-bukvy-n.html

https://infourok.ru/urok-na-temu-odna-i-dve-bukvi-n-v-suffiksah-imen-prilagatelnih-660104.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otkritij_rok_v_6_klasse_na_temu_odna_i_dve_bukvi_150516.html

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: