План-конспект урока
По русскому языку
В 6 классе
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с.Бутырки
Лысогорского района Саратовской области»
на тему «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технология урока: проблемно-диалоговое обучение.
Цель урока: создание условий для усвоения орфограммы «н-нн в суффиксах прилагательных» и включения её в систему знаний.
Задачи:
отработать навык правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных и применения правила на письме;
способствовать развитию умения самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике;
Воспитывать любовь и уважение к людям труда, формировать умение чувствовать красоту слова через работу с текстом.
Планируемые результаты:
|
|
Предметные: познакомиться с правописанием одной и двух букв Н в прилагательных, образованных от существительных; видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условие выбора написаний.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль своих действий.
- познавательные: проводить сравнение, извлекать информацию из учебного пособия и сообщений учителя, перерабатывать её;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: испытывать чувство гордости за людей труда, за односельчан, выращивающих хлеб; уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве.
Основные термины, понятия:
Прилагательное.
Морфема. Суффикс. Словообразование.
Орфограмма. Исключение из правила.
Алгоритм.
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, схема-опора с алгоритмом выбора написании -н- и -нн-, карточка с отрывком из очерка журналиста районной газеты «Призыв» М.В. Коломоец; карточки для работы в парах и самостоятельной работы.
План урока
№ пп | Этап урока | Время |
1. | Организационный этап | 1 мин. |
2. | Мотивация | 4 мин. |
3. | Актуализация знаний | 5 мин. |
4. | Первичное усвоение новых знаний | 8 мин. |
5. | Первичная проверка понимания | 5 мин. |
6. | Первичное закрепление | 12 мин. |
7. | Рефлексия и оценивание | 3 мин. |
8. | Домашнее задание | 2 мин. |
Ход урока.
|
|
№ пп | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результат |
1. | Организационный этап | 1 мин. | Приветствует детей; проверяет готовность класса к уроку. -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Пусть этот урок принесет нам не только новые знания, но и радость общения. Проверим, всё ли у нас готово к уроку. Если кто-то что-то забыл, у нас есть одна минутка, чтобы приготовить всё необходимое: учебник, тетрадь, ручка с синей пастой, ручка с зелёной пастой (или карандаш), дневник. Ещё на партах вы видите карточки, которые будут нам необходимы на уроке. Слайд 1. В школу мы пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Приветствуют учителя; самоконтроль готовности к уроку. Записывают в тетради число, классная работа. | Готовность к уроку всех учащихся. |
2. | Мотивация | 4 мин. | Создает проблемную ситуацию, вызывающую интерес к учебной деятельности на уроке. -Ребята, вы знаете, что наше село славится не только замечательной природой, но и удивительными людьми. Посмотрите, как пишет о наших односельчанах М.В. Коломоец, журналист местной газеты «Призыв»: (у каждого – карточка с тестом (отрывок из очерка М. Коломоец «Сил для хлеба не жалеют», публикация в местной газете «Призыв» от 16.08.2017) Слайд 2. Приложение 1. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют…. Именно эти слова одного поэта всплыли в памяти, когда выезжала в поле к братьям Тулочкиным. Встаёт багряное солнце, сонные берёзки тихо шелестят зелёными серёжками, слышны соловьиные песни. На траве сверкает серебрянаяроса, а хлеборобы уже в поле. Пользуясь каждым погожим деньком, механизаторы бросают все силы на уборку урожая, выезжая в поля ранним утром и возвращаясь поздним вечером. Еще учась в школе, Юрий твердо решил посвятить свою жизнь сельскохозяйственномупроизводству. В древние времена хлеборобу помогал деревянный плуг, а теперь, по его словам Александра, современнаятехника не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Пока Николай разъезжал, улаживая организационныевопросы, Юрий и Александр поочередно управляли комбайнами.... Остается лишь пожелать им отличной погоды и высокого качественногоурожая без потерь. - Когда мы читали текст, на что вы обратили внимание? - К какой части речи относятся все выделенные слова? - Что еще заметили в этих прилагательных? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. (Слайд 3) | Вступают в диалог с учителем. Читают текст. В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом К имени прилагательному В них пишется или –н-, или -нн- Правописание -н- и –нн- в прилагательных. Научиться определять, когда в именах прилагательных надо писать –н-, а когда -нн-. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
3. | Актуализация знаний | 5 мин. | Готовит мышление детей к изучению нового материала. - От слов какой части речи образовались эти прилагательные? - С помощью чего? - Каким способом образованы все эти слова? - Выпишем из текста выделенные прилагательные, произведем словообразовательный разбор и посмотрим, с помощью каких суффиксов образовались эти прилагательные. - Как вы думаете, что влияет на выбор –н- и –нн- в этих прилагательных? | Воспроизводят учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового знания От имён существительных С помощью суффиксов Суффиксальным Выписывают прилагательные, выполняют словообразовательный разбор. Возможно, суффикс. | Отработка умения производить словообразовательный разбор |
4. | Первичное усвоение новых знаний | 8 мин. | Организует работу учащихся по поиску и обработке информации. - Ребята, давайте обратимся к презентации и рассмотрим таблицу Слайды 4,5. - Попробуйте сформулировать правило о правописании -н- и -нн- в именах прилагательных на основе ваших наблюдений. - Прочитайте правило в учебнике п. 64, стр. 29, сравните с нашей формулировкой. - Расскажите правило о правописании -н- и -нн- в именах прилагательных. - Почему в словах оловянный, деревянный стеклянный и в слове ветреный пишется одна буква н? Что это за слова? -Посмотрите на следующий слайд. Слайд 6. На этом слайде слова, о которых мы пока ничего не сказали. Почему в этих словах пишется Н? | Работают с разными источниками информации; проводят наблюдение над написанием –н- и -нн- в суффиксах прилагательных, устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют правило. Читают, сравнивают. Речевое проговаривание. Это слова-исключения. В этих словах н входит в корень | Нахождение необходимой информации. Формулировка правила, его усвоение. |
5. | Первичная проверка понимания Физкультминутка.«Вы, наверное, устали?» | 5 мин. | Проверяет полноту и осознанность усвоения учащимися новых знаний и способов действий; выявляет пробелы первичного осмысления учащимися изученного материала; ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала. - Образуйте прилагательные от существительных луна, вода, дерево, песок, тыква, огонь, солома. Запишите слово, но объяснит написание другой ученик. Начинайте обращение к нему со слов: «Хочу спросить...». Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Записывают прилагательные, обозначают суффиксы, учатся применять правило. | Осознанное построение речевого высказывания по теме урока |
6. | Первичное закрепление | 12 мин. | Предоставляет ресурсы для организации работы; создает условия для работы в парах. Работа в парах по карточкам. Вставьте на месте пропусков Н или НН, пользуясь алгоритмом. Слайд 7. Приложение 2. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист. Произведите взаимопроверку. Самостоятельная работа учащихся по карточкам. Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-. Приложение 3. Машина, клюква, сокол, искусство, ястреб, овес, листва, телефон, осень, операция, камень, песок. Проведите самопроверку по ключу. Слайд 8. | Работают в парах, группах. Выделяют изучаемую орфограмму. Проводят взаимопроверку. Самостоятельно заполняют таблицу, проводят самопроверку по ключу. | Применение изученного правила |
7. | Рефлексия и оценивание | 3 мин. | Акцентирует внимание на цели и конечном результате занятия. Задает учащимся вопросы: - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных? - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных? Предлагает задать вопросы по теме урока. Оценивает меру личного продвижения к цели и успехи класса в целом. - Продолжите предложение: · Я сегодня себя могу похвалить за … - Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x. | Формулируют результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Задают вопросы по теме урока. Оценивают свою деятельность на уроке. | Умение высказывать свои мысли, задавать вопросы. Умение оценивать результаты своей деятельности. |
8. | Домашнее задание | 2 мин. | Предлагает выбрать один из вариантов домашнего задания. Даёт инструктаж по выполнению. Изучить теоретический материал в параграфе 64. Базовый уровень: выполнить упражнение 369. Повышенный уровень: подготовить раздаточный материал по изученному виду орфограммы (перфокарты или карточки с заданиями) | Решают, какое задание выбрать. | Осуществление выбора домашнего задания. |
Формы контроля и оценки результатов урока.
|
|
|
|
Фронтальный опрос. Взаимоконтроль. Самоконтроль.
Взаимооценивание. Самооценивание. Рефлексия.
Приложение 1.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют….
Именно эти слова одного поэта всплыли в памяти, когда выезжала в поле к братьям Тулочкиным.
Встаёт багряное солнце, сонные берёзки тихо шелестят зелёными серёжками, слышны соловьиные песни. На траве сверкает серебряная роса, а хлеборобы уже в поле. Пользуясь каждым погожим деньком, механизаторы бросают все силы на уборку урожая, выезжая в поля ранним утром и возвращаясь поздним вечером.
Еще учась в школе, Юрий твердо решил посвятить свою жизнь сельскохозяйственному производству. В древние времена хлеборобу помогал деревянный плуг, а теперь, по его словам Александра, современная техника не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.
Пока Николай разъезжал, улаживая организационные вопросы, Юрий и Александр поочередно управляли комбайнами....
Остается лишь пожелать им отличной погоды и высокого качественного урожая без потерь.
Приложение 2.
Алгоритм
1.Определить, от какой части речи образовано слово.
2.Если образовано от существительного:
а) с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин: пиши -н-
(кроме - оловянный, стеклянный, деревянный);
б) с основой на -н-: пиши -нн-
в) с помощью суф. -онн-. -енн-: пиши -нн-
(кроме -ветреный-).
Приложение 3.
Заполните таблицу, образовав от данных существительных имена прилагательные с суффиксами -н-, -онн-, -енн-, -ин-, -ан-, -ян-:
-н- | -онн-, -енн- | -ин-, -ан-, -ян- |
Машина, клюква, сокол, искусство, ястреб, овёс, листва, телефон, осень, операция, камень, песок.
Ключ
-н- | -онн-, -енн- | -ин-, -ан-, -ян- |
машинный | клюквенный | соколиный |
телефонный | искусственный | ястребиный |
осенний | лиственный | овсяный |
каменный | операционный | песчаный |
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.
Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.
Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. —159 с.
https://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-v-6-klasse-odna-i-dve-bukvy-n.html
https://infourok.ru/urok-na-temu-odna-i-dve-bukvi-n-v-suffiksah-imen-prilagatelnih-660104.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otkritij_rok_v_6_klasse_na_temu_odna_i_dve_bukvi_150516.html