Программа
Составитель: Зубкова Т.В. зам директора по УВР, учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 132»; Дейнеко О.В., учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 132»; Шкадова Е.Н., учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 132»; Иванова О.Г., учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 132»
Рецензент: Шарипова К.С., к.ф.-м.н., зам директора ИПС Гуманитарный университет транспорта и права им. Д.А.Кунаева
Список используемой литературы:
Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. М., «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. С.-Пб. 1996
Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Секреты квадрата и кубика. М. «Контекст», 1995
Белякова О.И. Занятия математического кружка.3-4 классы. Волгоград: Учитель, 2008
Дьячкова Г.Т. Математика Внеклассные занятия в начальной школе.2007
Сахаров И.П., Аменицын Н.Н. Забавная арифметика. С.-Пб: «Лань», 1995
Сухин И.Г. Занимательные материалы. М. «Вако», 2004
Шкляров Т.В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М. «Грамотей», 2004
|
|
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1-4 классы. М., 2004
Билл Хендли «Считайте в уме как компьютер». М., 2006
Пояснительная записка
Данный вариант рабочей программы разработан для факультативного курса «Занимательная математика» в 1-4 классах.
Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию самостоятельной работы, научит думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности: прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительной влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребёнка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Программа направлена на развитие у детей математического образа мышления: краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии, создание условий для развития ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, профилактика ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребёнка, укрепление психологического здоровья. Она способствует развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умения создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и общения.
|
|
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
- дифференцированное обучение;
-владение методами контроля.
Умственная задача: составлять фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном синтезе.
Занимательность математическому материалу придают игровые моменты, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то ребус или самая элементарная головоломка.
Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируется важная практико-ориентированная математическая деятельность, умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Основная часть программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
- формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
-формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
- обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки для дальнейшего обучения;
Расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
- развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности
(любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
- развитие логического мышления и пространственных представлений;
- формирование начальных элементов и конструкторского мышления;
- воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
- формирование усидчивости и терпения;
-создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
- формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
- выявление и поддержка математически одарённых детей.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям компонента государственного стандарта начального образования.
Введение элемента занимательности на уроках – главное орудие начальной школы, которым можно воздействовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся.
Планирование по предлагаемой программе содержит задачи и ребусы, графические диктанты, занимательный счёт, головоломки, оригами, которые способствуют повышению у детей интереса к предмету «математика» и повышению мотивации в целом.
|
|
Программа предусматривает использование различных приёмов, облегчающих запоминание, и увеличивает объём памяти за счёт искусственных ассоциаций, благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма у каждого учащегося.
Основные виды деятельности учащихся: решение занимательных задач, оформление математических газет – знакомство с научно- популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность; самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах; творческие работы.