Психологический диагноз (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Виды диагнозов
· Медицинский – основан на определении и классификации заболевания
· Клинико-психологический
– описание нарушений, проявляющихся у обследуемого в социальной сфере, а также в ситуации обследования
- выявление психических дисфункций в области мотивации и познавательных процессов,
- определение обусловленности нарушений личностными или ситуационными факторами,
- выяснение, в какой степени расстройства личности детерминированы органическими, психологическими и социальными факторами
· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – конечный результат деятельности психодиагноста, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности.
|
|
Цель психологического диагноза – оценка актуального состояния личности и прогноз дальнейшего развития.
Что происходит
Чем это вызвано
Что будет дальше
3 уровня диагноза (по Л.С.Выготскому)
1) симптоматический – описание симптомов (характеристик) проявления чего-либо
2) этиологический – описание причин и механизмов
3) типологический – определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни индивида
ПРИЧИНЫ ОШИБОК;
А) ошибки сбора данных - наблюдения, регистрации, инструментальные
Б) ошибки интерпретация данных
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.
Заключение – документ о результатах тестирования, подготовленный психологом. 3аключение должно строиться на всех доступных для исследователя данных. Стандартной формы и правил написания заключения не существует, оно видоизменяется в зависимости от цели, ситуации, в которой проводится тестирование, адресата, теоретических установок и специализации психолога. Основное в подготовке заключения – его соответствие потребностям, интересам и уровню квалификации заказчика.
|
|
Заключение должно быть ориентировано на действия, которые необходимо предпринять в связи с тем или иным психологическим диагнозом (рекомендации по программам обучения, типа лечения или коррекции, выбора профессии и т. п.). В заключении должны быть показатели заметно низкие или высокие, а не близкие к средним. Основное содержание – это интерпретация и выводы, в отдельных случаях могут прилагаться протоколы обследования. Утверждения психолога должны отражать степень надежности каждого из приводимых фактов или выводов. Следует избегать специальной терминологии. Заключение эффективно лишь в том случае, когда применимо только к данному обследуемому, а не к людям этого возраста, пола, образования, страдающим тем же заболеванием и т. д. При подготовке заключения обязательно следует руководствоваться этическими нормами психодиагностики.
Нет единой формы – творч. Работа
· Общие сведения об испытуемом (возраст, пол, образование, профессия)
· Причина исследования – направлен на консультацию, обратился с жалобами
· Применяемые методики
· Описание исследования + внешнего вида, поведения при обследовании, эмоциональных реакций: отношение к обследованию (адекватное, неадекватное, формальное), характер контакта (свободный, затрудненный, нарушенный), признаки установочного поведения (аггравация, диссимуляция, симуляция и др.)
· Цифровые результаты и сопоставление их с нормами или данными анамнеза
· Интерпретация данных, объяснение их противоречивости
· Резюме – таким образом, в результате исследования выявлено
· Прогноз и рекомендации
Лекция 5ЛЕКЦИЯ 9. НАДЕЖНОСТЬ И ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ
Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов.
О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:
1) при повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.
2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.
В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.
3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.