Определения валидности

 

Валидность  (от англ. valid – «действительный, пригодный, имеющий силу») –– это «понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает»

Классификация типов валидности:

 

1) конструктная;

2) дифференциальная;

3) конвергентная;

4) дискриминативная (дискриминантная);

5) факторная;

6) валидность по возрастной дифференциации;

7) критериальная;

8) диагностическая (конкурентная);

9) текущая;

10) прогностическая;

11) инкрементная;

12) синтетическая;

13) ретроспективная;

14) эмпирическая;

15) содержательная;

16) лицевая (очевидная).

 

Основное психометрическое неравенство

 

В психометрике принято следующее основное психометрическое неравенство:

 

Валидность ≤ Надежность,

что означает, что валидность не может превышать надежность теста.

Но в отличие от надежности, помимо случайных факторов, на валидность теста влияют систематические факторы. Они привносят систематические искажения в результаты. Эти факторы есть другие психические свойства, которые мешают проявиться в результатах теста тому свойству, на измерение которого направлен тест.

Например, мы хотим измерить потенциал обучаемости (важнейший компонент общих интеллектуальных способностей человека). Если мы даем испытуемому тест с жестким ограничением времени исполнения и отсутствием возможности вернуться и исправить допущенную ошибку, то очевидно, что искомое психическое свойство оказывается смешанным в тесте с ложным психическим свойством – стрессоустойчивостью: испытуемые с высокими показателями стрессоустойчивости будут лучше выполнять тест. В этом проявится эффект систематического искажения.

Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.

 

ЛЕКЦИЯ 10. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

Добиться объективности психологического теста можно при выполнении следующих условий:

1) единообразие процедуры проведения теста для полу­чения сравнимых с нормой (см. ниже) результатов;

2) единообразие оценки выполнения теста;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тес­тирования (см. здесь "тре­тий этап стандартизации").

Эти три условия называют этапами стандартизации психологического теста.

.

Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

1) условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факто­ры). Очевидно, что объем кратковременной памяти лучше измерять (например, с помощью субтеста повторения цифровых рядов в тесте Векслера), когда нет внешних раз­дра­жителей, таких как посторонние звуки, голоса и т.д.

2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.). Например, в тесте "10 слов" каждое слово должно предъявляться через определенный интервал времени в секундах.

3) Наличие стандартного стимульного материала. Например, дос­то­верность полученных результатов существенно зависит от того, предлагаются ли респонденту изготовленные самодельные карты Г.Роршаха или стандартные - с определенной цветовой гаммой и цветовыми оттенками.

4) Временные ограничения выполнения данного теста. Например, для выполнения теста Равена взрослому респонденту дается 20 минут.

5) Стандартный бланк для выполнения данного теста. Использование стандартного блан­ка облегчает процедуру обработки.

6) Учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования. Под переменными подразумевается состояние испы­ту­емого (усталость, пере­напряжение и т.д.), нестандартные условия тестирования (плохое освещение, отсутствие вентиляции и др.), прерывание тестирования.

7) Учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования. Например, одобрительно-поощряющее поведение экспериментатора во время тестирования может восприниматься респондентом как подсказка "правильного ответа" и др.

8) Учет влияния опыта респондента в тестировании. Естественно, что респондент, который уже не в первый раз проходит процедуру тес­тирования, преодолел чувство неизвестности и выработал опре­деленное отношение к тестовой ситуации. Например, если респон­дент уже выполнял тест Равена, то, скорее всего, не стоит предла­гать ему его во второй раз.

Второй этап стандартизации психологического теста состоит в соз­дании единообразной оценки выполнения теста: стандартной интер­претации полученных результатов и предварительной стандартной обра­бот­ки. Этот этап предполагает также сравнение полученных пока­зателей с нормой выполнения этого теста для данного возраста (например, в тестах интеллекта), пола и т.д. (см. ниже).

Третий этап стандартизации психологического теста состоит в определении норм выполнения теста.

Нормы необходимы при интерпретации тестовых результатов (первичных показателей) в качестве эталона, с которым сравниваются ре­зуль­таты тестирования. Например, в тестах интеллекта получаемый первичный показатель IQ соотносится с нормативным IQ (43, 44, 45 баллов в тесте Равена). Если полученный IQ респондента выше норма­тивного, равен 60 баллам (в тесте Равена), можно говорить об уров­не развития интеллекта этого респондента как высоком. Если полученный IQ ниже, то низком; если полученный IQ равен 43, 44 или 45 баллам, то среднем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: