1. Вверх влево. Визуальное конструирование образа
2. Если вы попросите кого-нибудь представить фиолетового быка, человек посмотрит вверх и налево, потому что он будет конструировать фиолетового быка в своем мозге.
3. Вверх вправо. Визуальное воспоминание образа
Если вы спросите кого-нибудь «Какого цвета были обои в твоей комнате в детстве?», он будет вспоминать и глаза начнут двигаться вверх и вправо.
· Влево. Конструирование звука
· Если вы попросите кого-нибудь воспроизвести в голове самый высокий звук, который может издать инопланетянин, он начнет конструировать в голове звук, которого никогда не слышал.
· Вправо. Воспоминание звука
· Если вы попросите кого-нибудь вспомнить, как звучит голос его матери, он посмотрит вправо.
· Вниз влево. Доступ к ощущениям
Если вы спросите кого-нибудь «Ты можешь вспомнить запах костра?», он посмотрит вниз и влево.
1. Вниз вправо. Внутренний диалог
2. Это направление глаз во время того, как кто-то «разговаривает с собой».
3. Расфокусированный взгляд прямо перед собой – визуализация.
Для того, чтобы научиться считывать сигналы с человека, можно потренироваться с кем-то из знакомых, задавая ему вопросы отслеживая реакцию. Ниже представлен целый спектр таких вопросов.
Вопросы, включающие визуальное воспоминание:
· Какого цвета ваша входная дверь?
· Что Вы видите, совершая прогулку в ближайший магазин?
· Как расположены полоски на шкуре у тигра?
· Сколько этажей в доме, в котором Вы живете?
· У кого из Ваших друзей самые длинные волосы?
Вопросы, требующие визуального конструирования:
· Как бы выглядела Ваша комната с розовыми в крапинку обоями?
· Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?
· Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
· Как бы выглядела Ваша фамилия, написанная в обратном порядке?
Вопросы, требующие аудиального припоминания:
· Можете ли Вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
· Какая дверь в Вашем доме скрипит громче всех?
· Как звучит сигнал занято в Вашем телефоне?
· Третья нота в национальном гимне выше или ниже второй?
· Можете ли Вы услышать хоровое пение внутри себя?
Вопросы для аудиального конструирования:
· Как громко получится, если 10 человек крикнут одновременно?
· Как будет звучать Ваш голос под водой?
· Какая дверь скрипит громче всего?
· Представьте себе вашу любимую мелодию, звучащую в 2 раза быстрее.
· Какой звук издаст пианино, если оно упадет с 10 этажа?
· На что будет похож вопль мандрагоры?
· Как буде звучать цепная пила в сарае из рефленого железа?
Вопросы для внутреннего диалога:
· Каким тоном Вы разговариваете сами с собой?
· Прочтите детский стишок про себя.
· Когда Вы говорите сами с собой, откуда звучит Ваш голос?
· Что Вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?
Вопросы для кинестетического канала восприятия:
· Что бы Вы ощущали, надевая мокрые носки?
· На что похоже – опускать свои ноги в холодный бассейн?
· Какие ощущения вы испытали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело?
· Какая рука сейчас теплее: правая или левая?
· Насколько приятно было бы Вам устроиться в ванной с теплой водой?
· Как Вы себя чувствуете после вкусного обеда?
· Вспомните запах нашатыря.
· Что Вы чувствуете, после того, как хлебнули целую ложку пересоленного супа?
Движения глаз происходят очень быстро, и вам следует быть наблюдательным, чтобы увидеть их. Они будут показывать последовательность репрезентативных систем, которые человек использует, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Например, отвечая на аудиальный вопрос о громко скрипящей двери, человек может визуализировать каждую дверь, мысленно почувствовать, как он ее открывает и затем услышать звук.
Часто человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе, чтобы ответить на вопрос.
В некоторых случаях, отслеживая движения глаз, можно понять, честен ли с вами человек.
Если собеседник собирается что-то утаить, солгать вам, то в этом случае его взгляд перемещается по определенному пути, который называют «траектория лжи»
: сначала взгляд направляется влево вверх
или влево по горизонтали (относительно вас)
– собеседник обращается к зрительной или слуховой конструкции, затем вправо вниз
– человек обращается к контролю речи. То есть собеседник сначала представляет, как это может быть, конструирует речь, после этого старается подбирать слова так, чтобы говорить только то, что соответствует представленному, сконструированному, и ничего лишнего.
Кроме сигналов глаз, которые часто отражают ход мыслей человека, его ведущую репрезентативную систему можно определить по наиболее часто употребляемым им в речи сенсорно-определенным словам и выражениям. Ниже представлены примеры слов и выражений, которые могут быть использованы представителями разных модальностей.