· Визуальные
: смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор, обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный.
· Аудиальные
: говорить, акцентировать, рифма, громкий, тон, резонировать, звук, монотонный, глухой, звонок, спрашивать, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, делать замечание, слушать, звенеть, замолчать, неразговорчивый, вокальный, звучать, голос, говорит, тишина, диссонанс, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, немой.
· Кинестетические
: хватать, вручать, контактировать, толкать, тереть, жесткий, холодный, шершавый, взяться, сдавить, взять, напрячься, осязаемый, ощутимый, напряжение, твердый, мягкий, нежный, зажимать, держать, задевать, сносить, тяжелый, гладкий.
Нейтральные
: решать, думать, помнить, знать, медитировать, понимать, намереваться, осознавать, оценивать, учить, мотивировать. Изменять, сознательный, относиться.
|
|
Визуальные выражения:
· Я вижу, что Вы имеете в виду.
· Я внимательно рассматриваю эту идею.
· Мы смотрим глаза в глаза.
· Я имею смутное представление.
· У него слепое пятно.
· Покажите мне, что Вы имеете в виду.
· Вы посмотрите на это – и рассмеетесь.
· Это прольет немного света на существо вопроса.
· Он смотрит на жизнь сквозь розовые очки.
· Это прояснилось для меня.
· Без тени сомнения.
· Смотреть скептически.
· Будущее выглядит светлым.
· Решение возникло перед его глазами.
· Приятное зрелище.
·
Аудиальные выражения:
· На той же длине волны.
· Жить в гармонии.
· Говорить на тарабарском языке.
· Пропускать мимо ушей.
· Звонить в колокол.
· Задавать тон.
· Слово за слово.
· Неслыханный.
· Ясно выраженный.
· Давать аудиенцию.
· Держать язык за зубами.
· Манера говорить громко и отчетливо.
Кинестетические выражения:
· Я связался с вами.
· Я ухватил эту идею.
· Задержаться на секунду.
· Я своей печенкой чувствую это.
· Человек с холодным сердцем.
· Хладнокровный человек.
· Толстокожий.
· Руки чешутся.
· Пальцем не тронуть.
· Палец о палец не ударил.
· Твердое основание.
· Загореться желанием.
· Не хватать звезд с неба.
· Плавно регулировать.
Ежедневно уделяйте некоторое время тому, чтобы слушать свою и чужую речь, игнорируя содержание, а обращайте внимание только на сенсорно-определенные слова, специфические для сенсорного опыта. На первых порах это будет требовать некоторого сосредоточения, но вскоре необходимость в этом отпадет, и вы научитесь автоматически распознавать паттерны репрезентативных систем.
|
|
Как эту информацию можно использовать
От ведущей модальности зависит тактика воздействия на человека. Чтобы создать раппорт (подсознательное доверие), подстройтесь к предикатам другого человека. Вы будете говорить на его языке, и представлять ему идеи именно тем способом, каким он думает о них.
В ходе общения с визуалом
используйте обороты «видите ли», «это очевидно», «посмотрите» и т. д. Опирайтесь на образные сравнения, рассказывайте о «ярких перспективах», поддерживайте ожидания «блестящего будущего».
В общении с аудиалом
необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи, поскольку это будет основной инструмент воздействия.
Используйте выделение скрытых внушений с помощью своего голоса (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот).
Употребляйте выражения типа «послушайте», «не верю своим ушам», «как гром среди ясного неба», и т. д.
При общении с кинестетиком
внесите в речь больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Почаще произносите фразу «вы можете почувствовать, что …», дайте ему «чувство твердой уверенности», или «стержень, на который тот сможет опереться».
Например, если человек говорит вам «Посмотри» – отвечайте: «Вижу», или «Сейчас разгляжу получше». А если он скажет: «Хочу поговорить», ответьте «Слушаю», или: «Ты меня тоже выслушаешь?».
В ответ же на слова «Я переживаю», можно сказать: «Я чувствую твое состояние», или «В чем причина твоего настроения?».
Так вы сумеете избежать распространенной ошибки, когда один из собеседников говорит: «Вы чувствуете?», а другой отвечает «Не вижу».
Успех будет зависеть, во-первых, от вашей сенсорной остроты и способности увидеть, услышать или ухватить лингвистические паттерны других людей. И, во-вторых, от того, имеете ли вы достаточный запас слов в каждой репрезентативной системе для адекватной реакции. Конечно, не все разговоры будут происходить в одной системе, но подстройка к языку чрезвычайно важна для раппорта.
Обращаясь к группе людей
, используйте разнообразные предикаты. Предоставьте возможность визуалам увидеть то, что вы говорите.
Позвольте аудиально думающим людям услышать вас громко и отчетливо, постройте переправу к тем кинестетически думающим представителям аудитории, которые смогут ухватить смысл вашей речи.
В противном случае, зачем им слушать вас? Если вы ограничите свое объяснение только одной репрезентативной системой, вы рискуете тем, что две трети аудитории не последует за вами.