1. Предмет науки теории государства и права.
2. Методология теории государства и права.
3. Место теории государства и права в системе общественных наук.
4. Развитие теории государства и права в России.
5. Формы социальной организации в догосударственном обществе.
6. Закономерности возникновения и развития государства.
7. Города-государства.
8. Пути формирования государства.
9. Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства.
10. Теории происхождения государства: теологическая, марксистская и теория насилия.
11. Сущность и содержание государства.
12. Государственная власть и ее признаки.
13. Принцип разделения властей: понятие и виды.
14. Типы государства.
15. Понятие и классификация форм государства.
16. Форма правления.
17. Формы государственного режима.
18. Тоталитарное и авторитарное государство.
19. Форма территориально-политического (государственного) устройства.
20. Союз Европы – новая форма государственного устройства.
21. Понятие и критерии классификации функций государства.
22. Глобализация и функции современного государства.
23. Формы и методы реализации функций государства.
24. Механизм государства: понятие и значение.
25. Государственный аппарат: принципы его организации и деятельности.
26. Понятие и классификация органов государства.
27. Понятие и сущность бюрократии.
28. Государство, право и экономика.
29. Государство и политическая система общества.
30. Политическая система общества: понятие и основные элементы.
31. Партии в политической системе общества.
32. Место церкви в политической системе общества.
33. Понятие и типы политических систем.
34. Политическая система России.
35. Российская модель местного самоуправления.
36. Государство и гражданское общество.
37. Правовое государство: сущность и основные черты.
38. Социальное государство: понятие и признаки.
39. Светское государство: понятие и основные признаки.
40. Конституционная модель российского государства.
41. Поколения прав человека.
42. Основные права и свободы человека.
43. Правовой статус: понятие, структура, виды.
44. Закономерности происхождения права.
45. Система и специфика нормативного регулирования.
46. Право и мораль.
47. Сущность и содержание права.
48. Понятие права.
49. Право в объективном и субъективном смысле.
50. Школы теории права: естественно-правовая, социологическая и нормативистская.
51. Школы теории права: историческая, марксистская, психологическая.
52. Принципы права.
53. Функции права.
54. Право и информация.
55. Понятие источников права и их характеристика.
56. Закон и судебный прецедент.
57. Обычай как источник права.
58. Договор как источник права.
59. Нормативный правовой акт.
60. Понятие, признаки и структура правовой нормы.
61. Виды правовых норм.
62. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц.
63. Структура системы права. Отрасли права.
64. Предмет и метод правового регулирования.
65. Норма права и статья нормативного правового акта.
66. Система права и система законодательства.
67. Основные правовые системы современности.
68. Правовая система: понятие и критерии классификации.
69. Правотворчество: понятие, принципы и виды.
70. Стадии законотворческого процесса в России.
71. Юридическая техника: понятие, задачи, средства.
72. Систематизация законодательства: понятие и виды.
73. Применение права.
74. Проблема пробелов в праве и пути их устранения.
75. Коллизии в праве: понятие и способы разрешения.
76. Толкование права: понятие, виды и приемы.
77. Понятие, признаки и структура правоотношений.
78. Понятие правоотношений и предпосылки их возникновения.
79. Субъект правовых отношений: понятие и виды.
80. Юридические факты: понятие, виды.
81. Механизм правового регулирования: содержание, стадии, элементы.
82. Эффективности правового регулирования.
83. Законность: понятие, принципы и гарантии.
84. Законность, правопорядок и общественный порядок.
85. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
86. Правомерное поведение и правонарушения.
87. Виды правомерного поведения.
88. Понятие, принципы и виды юридической ответственности.
89. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание.
90. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Пути преодоления правового нигилизма.
Методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации по учебной дисциплине.
В соответствии с учебным планом Университета промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине проводится в форме:
- зачета (1 семестр);
- экзамена (2 семестр).
Учебным планом также предусмотрена:
- защита курсовой работы.
Экзамен может включать в себя:
- выставление оценки по результатам публичной защиты (в составе учебной группы) самостоятельной оригинальной работы, связанной профилем подготовки;
- выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.
Основные критерии оценивания знаний обучающихся
Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала; умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой; усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой; усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии; проявивший творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.
Оценки «хорошо» заслуживает обучающийся, обнаруживший полное знание программного материала; успешно выполнивший предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, показавший систематизированный характер знаний по дисциплине и способность к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе профессиональной деятельности.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется обучающимся, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему
пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Оценка «зачтено» соответствует критериям оценки от «отлично» до «удовлетворительно». Оценка «не зачтено» соответствует критериям оценки «неудовлетворительно».
Защита курсовой работы является обязательной формой проверки самостоятельности и уровня выполнения работы. Максимальное количество баллов студент получает, если он владеет материалом, умеет логично и четко излагать мысли, творчески подходит к решению основных вопросов темы, показвает самостоятельность мышления.
При проверке задания, оцениваются:
- полнота освещения основных вопросов темы в соответствии с планом;
- использование дополнительной литературы, материалов судебной практики;
- глубина и качество анализа материалов;
- обоснование выводов и предложений;
- использование современных методов исследования;
- литературный стиль и грамотность изложения темы;
- качество оформления работы.
При защите работы оцениваются:
- умение обосновать актуальность темы, ее практическую значимость, причины ее выбора;
- умение определить цель и задачи работы, предмет и объект исследования;
- владение навыками обобщения результатов, полученных в работе;
- умение аргументировать предложения и рекомендации, приведенные в курсовой работе.
Основанием для снижения оценки являются:
- слабое знание темы и основной терминологии;
- существенные ошибки при изложении курсовой работы;
- последовательность и рациональность изложения материала;
- несвоевременность предоставления выполненных работ.






