Производственная программа предприятия

ТЕМА 9. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Производственная программа предприятия

Результатом производственной деятельности предприятия является определенная продукция (работы, услуги). Основным ограничением объемов производства продукции на предприятии выступают производственные возможности. Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит определение оптимального объема производства, его производственная мощность. В рыночных условиях производственная мощность определяет годовой объем предложения предприятия, учитывая наличие и использование ресурсов, уровень и изменение действующих цен (см. раздел 9.2).

Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки, с минимальными затратами, с максимально возможной эффективностью.

А также рассчитывается точка безубыточности (критический объем производства) - минимальный объем производства продукции, при котором предприятие окупает свои затраты, но при этом не получает прибыли. Чем больше разница между объемом фактического производства и точкой безубыточности, тем выше прибыль предприятия.

По результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием разрабатывается производственная программа. Это один из разделов бизнес-плана предприятия, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый на предприятии.

Производственная программа - это план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции, устанавливаемые с учетом потребностей покупателей.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам, а при необходимости, определяемой содержанием договоров с заказчиками, с установлением конкретных сроков выполнения заказов. Производственная программа разрабатывается по всей развернутой номенклатуре и ассортименту продукции и должна обеспечивать безусловное выполнение всех договоров и заказов по всем предусмотренным ими параметрам: объемам, срокам, показателям качества и др.

Основными показателями производственной программы предприятия являются товарная, валовая и реализованная продукция.

1.Товарная продукция (ТП) – это выработанная в планируемом периоде продукция, предназначенная к реализации.Товарная продукция  включает:

1) всю продукцию, изготовленную в течение планового периода, соответствующую ТУ, ГОСТам, ОСТам, полностью укомплектованную, переданную на склад для реализации и снабженную сертификатами;

2) объемы работ по среднему, капитальному ремонтам и модернизации собственного оборудования и транспортных средств, если они выполнены самим предприятием;

3) услуги промышленного характера другим предприятиям (в т.ч. собственному капстроительству).

Признак товарной продукции - ее завершенность в данном периоде безотносительно к тому периоду, в котором она изготавливалась.

 

                                        I

ТП = S Qi × Цi + SР + SУ,                   (9.1)

                                     i=1

 

где i =1…I  - номенклатура выпускаемой продукции;

Qi - объем выпускаемой продукции i -го наименования, нат. ед.;

Цi - цена единицы продукции i -го наименования, р.;

SР - стоимость ремонтных работ, р.;

SУ - стоимость услуг сторонним организациям, р.

Товарная продукция измеряется:

в действующих ценах;

в сопоставимых ценах (ценах базового периода);

по себестоимости;

в натуральных показателях;

в трудовых показателях (для внутризаводского планирования).

2. Валовая продукция (ВП) – это вся продукция предприятия вне зависимости от степени ее готовности.

В объем валовой продукции, помимо товарной,  включаются изменения остатков незавершенного производства: 

 

ВП =ТП + D НЗП = ТП + (НЗПК - НЗПН,),        (9.2)

 

где D НЗП  - изменение остатков незавершенного производства на конец планируемого периода, р.;

НЗПК, НЗПН - остатки незавершенного производства соответственно на конец и на начало планируемого периода, р.

Незавершенное производство (НЗП) - это выраженная в стоимостной форме продукция, незаконченная изготовлением и находящаяся на разных стадиях производства в виде заделов, подлежащих дальнейшей обработке (заготовки, детали, сборочные единицы, комплекты, находящиеся на рабочих местах, в контрольных пунктах, цеховых кладовых, на сборке и испытаниях), а также законченные, но не прошедшие техническую приемку и не сданные на склад или заказчику изделия.

3. Реализованная продукция (РП) (объем продаж) - это продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет предприятия. Реализованная продукция  включает в себе не только объем товарной продукции, произведенный в планируемом периоде, но и реализованную товарную продукцию, изготовленную в предыдущем периоде.

 

РП = ТП + ОН - ОК,                               (9.3)

где ТП – объем товарной продукции, произведенной в  планируемом году, р.;

ОН, ОК - соответственно фактические остатки готовой продукции на начало года и ожидаемые остатки готовой продукции на конец года, р.

Остатки готовой продукции, как на начало, так и на конец периода, могут быть двух видов:

остатки готовой продукции на складе;

остатки продукции, отгруженной покупателю, но не оплаченной им.

Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации.

Выручка от реализации (ВР) включает средства на возмещение затрат предприятия на реализованную продукцию (услуги и выполненные работы), денежные накопления - прибыль и налоги, включенные в цену продукции (НДС, акцизы).

Выручка от реализации продукции может определяться различными методами в зависимости от рыночных условий хозяйствования, наличия или отсутствия договоров и т.д. Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на расчетный счет предприятия в банке, либо наличными в кассу предприятия. Выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

Производственная программа характеризуется определенными качественными и количественными показателями.

Качественные показатели определяют полезность продукции, степень удовлетворения потребностей в соответствии с ее назначением.

Количественные показатели определяют состав выпускаемой продукции и объем ее производства. К ним относятся номенклатура и ассортимент продукции, товарная, валовая и реализованная продукция.

Номенклатура продукции - это перечень различных изделий в программе предприятия, определяющий основное направление производства и его специализацию.

Ассортимент - это состав одноименной продукции внутри каждой позиции номенклатуры по видам, типоразмерам и исполнению. Ассортимент каждой группы слагается из нескольких подгрупп товаров. Каждая подгруппа состоит из множества отдельных товаров. Основное назначение ассортимента - наиболее полное удовлетворение потребностей в изделиях.

 

Порядок разработки производственной программы:

1) определение потребности в выпускаемой продукции;

2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;

4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью;

5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.

 




double arrow
Сейчас читают про: