Факторы, оказывающие влияние

На уровень и динамику цен

 

Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены.

В зависимости от уровня влияния на цену выделяют:

1) факторы предложения товара (факторы производителя):

уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товаров. Издержки определяют нижний предел цены, т.к. производить товар имеет смысл только в том случае, если сумма выручки возмещает издержки;

технический прогресс. Выражается в совершенствовании технологии производства, внедрении нового оборудования, и, следовательно, в снижении производственных издержек. Сокращение издержек в условиях конкуренции побуждает производителя снижать цену на товар;

степень монополизации предложения товара. Этот фактор проявляется в контроле продавцом над уровнем цены на товар (выбор между высокой и низкой ценой). Чем выше степень монополизации, тем больше влияние производителя на уровень цены и тем больше монопольная сверхприбыль;

ценовая стратегия фирмы (влияние этого фактора будет рассмотрено в разд. 8.5);

изменение цен на конкурирующие товары. Рост цен на товары в ряде случаев вызывает ответное повышение цен на товары конкуренты (и наоборот);

изменение цен на сопутствующие товары (товары - дополнители). Рост цен на одни товары – дополнители, как правило, приводит к повышению цены на другие товары-дополнители;

2) факторы спроса (факторы покупателя):

полезность товара.Определяется его потребительскими свойствами. Чем выше полезность, тем больше может быть и цена;

финансовые возможности (доходы) потребителей товаров. Уровень доходов потребителей во многом определяет уровень цены на товар. Рост доходов, как правило, влечет за собой рост цен на товары и услуги;

степень монополизации спроса. Когда круг потребителей ограничен, то покупатели получают власть над ценами и цены, как правило, снижаются;

мода, вкусы и предпочтения потребителей. Под влиянием модных тенденций цены на товары повышаются. Большое значение при этом имеет реклама. Чем активнее рекламная компания, тем выше цена;

3) прочие факторы (не зависящие ни от покупателей, ни от продавцов):

фаза жизненного цикла товара. Цена товара определяется в зависимости от того, в какой фазе жизненного цикла находится товар. На стадии роста и зрелости цена, как правило, высокая; на стадии спада она значительно понижается. Чем на более ранней стадии находится товар, тем больше у производителей возможностей для варьирования ценой;

инфляция - всегда ведет к росту цены;

мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами. Введение потоварных налогов приводит к повышению цены; введение дотаций и субсидий производителям – к понижению цены. На определенные товары и услуги в ряде случаев государство может устанавливать цены централизованно.

В зависимости от степени влияния на уровень цены выделяют:

 

1) факторы, содействующие росту цены:

кризисное состояние производства и экономики в целом;

разбалансированность финансово-кредитной системы;

несовершенство налоговой политики;

высокая налоговая нагрузка;

недостаточный объем производства продукции;

высокая плата за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей;

отсутствие конкуренции в отрасли и др.;

 

2) факторы, способствующие снижению цены:

снижение материалоемкости;

эффективное использование трудовых ресурсов;

хорошее знание конъюнктуры рынка;

умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность;

совершенствование технологии производства и продаж;

упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки и др.

Классификация цен

По характеру обслуживаемого оборота

оптовые цены на промышленную продукцию - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями

цены на строительную продукцию;

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья;

розничные цены - цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, т.е. в условиях продажи индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи;

 тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта;

тарифы на коммунальные и бытовые услуги:

цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).

 

По степени регулирования

жестко фиксированные цены – установленные на определенном уровне, выше или ниже которого цену изменять нельзя (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

регулируемые цены  - устанавливаются государством (как правило, на продукты повышенного социального назначения), но допускают изменения в определенных пределах. Например, установление верхней границы цены (ниже которой производитель не имеет права снизить цену) и установление нижней границы цены (выше которой производитель не имеет права повысить цену);

 свободные цены - не подвержены прямому вмешательству государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка под влиянием спроса и предложения.

По степени устойчивости во времени

твердые   (постоянные) цены - устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

подвижные (скользящие) цены - в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов.

Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

По срокам действия

текущие цены – действующие в текущем периоде;

сопоставимые цены - единые цены для измерения объемов произведенной продукции за ряд лет и оценки динамики производства. Продукция разных лет выражается в ценах какого-то одного, базисного года.

сезонные цены – действуют определенный период.

5. По способу отражения транспортных расходов:

 цены франко-отправления – устанавливаются на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления. Цена на товар включает транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции) Расходы на остальной путь покрывает покупатель;

цены франко-назначения - включают транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж

контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

цены ярмарок и выставок (часто льготные);

аукционные цены - отражают ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные);

трансфертные цены - применяются при реализации продукции между подразделениями (или филиалами) внутри предприятия;

тендерные цены – устанавливаются заказчиками на технически сложную продукцию, подрядные работы и др. в ходе состязательного процесса между рядом поставщиков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: