На уровень и динамику цен
Существуют различные подходы к классификации факторов, оказывающих влияние на динамику и уровень цены.
В зависимости от уровня влияния на цену выделяют:
1) факторы предложения товара (факторы производителя):
уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товаров. Издержки определяют нижний предел цены, т.к. производить товар имеет смысл только в том случае, если сумма выручки возмещает издержки;
технический прогресс. Выражается в совершенствовании технологии производства, внедрении нового оборудования, и, следовательно, в снижении производственных издержек. Сокращение издержек в условиях конкуренции побуждает производителя снижать цену на товар;
степень монополизации предложения товара. Этот фактор проявляется в контроле продавцом над уровнем цены на товар (выбор между высокой и низкой ценой). Чем выше степень монополизации, тем больше влияние производителя на уровень цены и тем больше монопольная сверхприбыль;
|
|
ценовая стратегия фирмы (влияние этого фактора будет рассмотрено в разд. 8.5);
изменение цен на конкурирующие товары. Рост цен на товары в ряде случаев вызывает ответное повышение цен на товары конкуренты (и наоборот);
изменение цен на сопутствующие товары (товары - дополнители). Рост цен на одни товары – дополнители, как правило, приводит к повышению цены на другие товары-дополнители;
2) факторы спроса (факторы покупателя):
полезность товара.Определяется его потребительскими свойствами. Чем выше полезность, тем больше может быть и цена;
финансовые возможности (доходы) потребителей товаров. Уровень доходов потребителей во многом определяет уровень цены на товар. Рост доходов, как правило, влечет за собой рост цен на товары и услуги;
степень монополизации спроса. Когда круг потребителей ограничен, то покупатели получают власть над ценами и цены, как правило, снижаются;
мода, вкусы и предпочтения потребителей. Под влиянием модных тенденций цены на товары повышаются. Большое значение при этом имеет реклама. Чем активнее рекламная компания, тем выше цена;
3) прочие факторы (не зависящие ни от покупателей, ни от продавцов):
фаза жизненного цикла товара. Цена товара определяется в зависимости от того, в какой фазе жизненного цикла находится товар. На стадии роста и зрелости цена, как правило, высокая; на стадии спада она значительно понижается. Чем на более ранней стадии находится товар, тем больше у производителей возможностей для варьирования ценой;
инфляция - всегда ведет к росту цены;
мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами. Введение потоварных налогов приводит к повышению цены; введение дотаций и субсидий производителям – к понижению цены. На определенные товары и услуги в ряде случаев государство может устанавливать цены централизованно.
|
|
В зависимости от степени влияния на уровень цены выделяют:
1) факторы, содействующие росту цены:
кризисное состояние производства и экономики в целом;
разбалансированность финансово-кредитной системы;
несовершенство налоговой политики;
высокая налоговая нагрузка;
недостаточный объем производства продукции;
высокая плата за услуги государственных учреждений, государственных сборов, таможенных платежей;
отсутствие конкуренции в отрасли и др.;
2) факторы, способствующие снижению цены:
снижение материалоемкости;
эффективное использование трудовых ресурсов;
хорошее знание конъюнктуры рынка;
умение прогнозировать появление конкретной потребности и спрос на товары, которые удовлетворяют данную потребность;
совершенствование технологии производства и продаж;
упорядочение налогообложения, снижение налоговой нагрузки и др.
Классификация цен
По характеру обслуживаемого оборота
оптовые цены на промышленную продукцию - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями
цены на строительную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и прочие виды сырья;
розничные цены - цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети, т.е. в условиях продажи индивидуальным покупателям при относительно небольшом объеме каждой продажи;
тарифы на услуги грузового и пассажирского транспорта;
тарифы на коммунальные и бытовые услуги:
цены внешнеторгового оборота (экспортные и импортные).
По степени регулирования
жестко фиксированные цены – установленные на определенном уровне, выше или ниже которого цену изменять нельзя (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
регулируемые цены - устанавливаются государством (как правило, на продукты повышенного социального назначения), но допускают изменения в определенных пределах. Например, установление верхней границы цены (ниже которой производитель не имеет права снизить цену) и установление нижней границы цены (выше которой производитель не имеет права повысить цену);
свободные цены - не подвержены прямому вмешательству государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка под влиянием спроса и предложения.
По степени устойчивости во времени
твердые (постоянные) цены - устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
подвижные (скользящие) цены - в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов.
Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
По срокам действия
текущие цены – действующие в текущем периоде;
сопоставимые цены - единые цены для измерения объемов произведенной продукции за ряд лет и оценки динамики производства. Продукция разных лет выражается в ценах какого-то одного, базисного года.
сезонные цены – действуют определенный период.
5. По способу отражения транспортных расходов:
цены франко-отправления – устанавливаются на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления. Цена на товар включает транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции) Расходы на остальной путь покрывает покупатель;
цены франко-назначения - включают транспортные расходы до пункта назначения.
По формам продаж
контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
|
|
биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;
цены ярмарок и выставок (часто льготные);
аукционные цены - отражают ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные);
трансфертные цены - применяются при реализации продукции между подразделениями (или филиалами) внутри предприятия;
тендерные цены – устанавливаются заказчиками на технически сложную продукцию, подрядные работы и др. в ходе состязательного процесса между рядом поставщиков.