Затратные методы ценообразования

1.1. Метод полных издержек - основан на   расчетно-аналитическом методе калькулирования себестоимости продукции:

ЦО = SП + ПН = SП (1 + R),               (8.3)

где ЦО  - оптовая цена продукции, р.;

SП - текущие издержки, связанные с производством и реализацией  продукции (полная себестоимость единицы продукции), р.;

ПН  - нормативная прибыль в расчете на единицу продукции, определяемая по уровню рентабельности продукции, приемлемому для предприятия р.;

R - рентабельность продукции, коэфф.

 

Достоинства метода:  

производители имеют всегда больше информации о своих издержках, чем о потребительском спросе. Поэтому данный метод чрезвычайно удобен и прост для производителей;

при использовании метода большинством производителей отрасли, ценовая конкуренция сводится к минимуму, так как цены по уровню довольно близки друг к другу.

Недостатки метода:

предприятие при установлении цены ориентируется только на собственные затраты и желаемую прибыль, не учитывая ситуацию на рынке, в частности, относительно спроса, товаров и цен конкурентов и т.д.;

не учитываются потребительские свойства, как данного товара, так и товаров-конкурентов;

возникает проблема распределения постоянных расходов между различными видами продукции, что часто приводит к искажению их себестоимости.

Несмотря на перечисленные недостатки метод полных издержек до сих пор является наиболее распространенным методом ценообразования на отечественных предприятиях. Этот метод целесообразно использовать:

при установлении исходной цены на принципиально новую продукцию, которую невозможно сопоставить с ранее выпускаемой;

при установлении цен на товары-образцы и на разовую продукцию; 

при установлении цен в отрасли, где большинство предприятий пользуется этим методом;

при установлении цен на товары, спрос на которые хронически превышает предложение.

Механизм формирования розничной цены на основании затратного метода ценообразования представлен на рисунке 8.4.

Себестоимость (полная) (SП) Прибыль Н)   Потоварные налоги (НДС, акцизы и др.) Наценка посредников (сбытовых организаций-оптовиков) Наценка торговых организаций

Оптовая цена предприятия (производственная цена) О)

 

ЦО-О Т= ЦОТ +

+ затраты и прибыль оптовика (дилера, брокера, аукциона и пр.)

ЦР0-ОТ + затраты и прибыль торговых организаций  

Отпускная цена ОТ)

Оптово-отпускная цена О-ОТ)

Розничная цена Р)

 

Рис. 8.4.   Механизм формирования розничной цены

 

1.2. Ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли - основано на методе «директ-костинг» калькулирования себестоимости продукции.

Суть метода состоит в том, что предприятие ставит себе цель – получить определенную, конкретную величину прибыли. Исходя из этой цели и определяется цена товара. При установлении цены продукции важно знать критический объем производства (точку безубыточности).

Критический объем производства – это количество продукции, производство и реализация которого позволит предприятию окупить свои затраты, но при этом прибыль будет равна нулю (т.е. денежные расходы соответствуют денежным доходам). Для определения критического объема производства  необходимо знать:

постоянные издержки (SПОСТ) - ту часть затрат, которая остается неизменной по величине независимо от размеров производства: плата за аренду помещений, коммунальные платежи, проценты по кредиту  и т. д.;

переменные издержки на единицу продукции (SПЕРi) - ту часть затрат, которая меняется по величине в зависимости от масштабов производства;

общие затраты на изготовление единицы продукции (Si).

 

Критический объем производства может быть определен аналитическим путем

 

Критический объем реализации в стоимостном выражении – NКР:

NКР = QКР ·Si.                                 (8.5)

 

Критический объем производства может быть определен и графическим путем (рисунок  8.5)

 

 


S, N

затраты,     N(выручка)

доходы, р.                             прибыль    

                                                                SОБЩ

.                               

NКР                     К               SПЕР

                                                

      убытки                                         SПОСТ

 SПОСТ

 


                              QКР                                      Q, шт

 

Рис. 8.5. Критический объем производства

 

Точка К – критический объем производства (точка безубыточности). Она показывает ту предельную сумму выручки от реализации продукции в стоимостной оценке и в натуральных единицах, ниже которой деятельность предприятия  будет убыточной.

 

Если предприятие интересует какая-то конкретная (целевая) величина прибыли (ПЦЕЛ), то объем производства (QЦЕЛ), обеспечивающий получение этой величины прибыли, рассчитывается по формуле

 

где ЦЦЕЛi - целевая цена единицы продукции, обеспечивающая получение целевой прибыли, р.

 

Графическое представление  метода целевой прибыли показано на рисунке 8.6.

 

 

S, N                                           N (выручка)

                                                    ПЦЕЛ   

NЦЕЛ                        М          

                                                           SОБЩ

.                               

                                                         

ПЦЕЛ                                          SПЕР

                                                                          SПОСТ


                                QЦЕЛ                      Q, шт.

 

Рис.  8.6. Объем производства, обеспечивающий

получение целевой прибыли

 

Точка М – точка целевого объема производства. Она показывает тот объем производства и реализации продукции,  который обеспечивает предприятию получение желаемой величины прибыли.

Метод установления цены с учетом целевой прибылипредполагает исследование рынка, поведения конкурентов, анализ спроса на товар, определение безубыточной партии и т. д. Величина целевой прибыли, как правило, рассчитывается по формуле

 

ПЦЕЛ = ЕН • (КОСН + КОБ),                    (8.7)

где ЕН – норма прибыли на капитал, отражающая желаемую для производителя величину прибыли (коэффициент рентабельности);

КОСН, КОБ – инвестиции соответственно в основной и оборотный капитал, необходимые для организации производства товара, р.

Установление целевой цены осуществляется в следующей последовательности.

1. Предприятие определяет желаемую величину целевой (чистой) прибыли на капитал (ПЦЕЛ).

2. Исходя из анализа конъюнктуры рынка, на основе отслеживания уровней цен на конкурирующие товары устанавливается диапазон допустимых цен.

3. Для каждого варианта цены разрабатывается рентабельная программа, т.е. объем производства (QЦЕЛ), обеспечивающий желаемую величину прибыли.

4. Для каждого варианта цены оценивается вероятность сбыта рентабельной партии товара.

 

На основании результатов анализа вероятностей сбыта определяется уровень целевой цены по формуле:

 

1.3. Агрегатный метод ценообразования применяется для изделий, состоящих из сочетаний отдельных конструктивных элементов, узлов, деталей (например, мебельные гарнитуры, осветительные приборы и др.). Цена изделия определяется суммированием цен на отдельные конструктивные элементы:

 

ЦТ = ЦЭ1 + ЦЭ2 +…ЦЭN,                       (8.9)

 

где ЦТ - цена товара, р.;

ЦЭ1, ЦЭ2, …ЦЭN, - цена соответственно элемента1, элемента 2, элемента N, р.

ЦТ = ЦБЛ + ЦН1 +…ЦНN,                    (8.10)

где ЦБЛ - цена общего блока (базовая цена), р.;

ЦН1 ЦНN, - цена надбавки (скидки) за наличие (отсутствие) отдельных элементов, р.

Данный метод достаточно прост в использовании, т. к. ориентирован на затраты. Однако ошибки в определении цен на элементы изделия могут привести к ошибкам в определении цены всего изделия. По этой причине  данный метод можно использовать только как дополнительный к другим.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: