ТЕМА 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Цена как экономическая категория.
Теории ценообразования
Ценообразование - это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроля за применением порядка формирования цены субъектами ценообразования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и др.).
Основными понятиями процесса ценообразования являются:
цена - денежное выражение стоимости единицы товара;
тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую играет цена на рынке:
индикатора, отражающего политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкуренции на рынке и т. д.);
маркетингового регулятора рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.
Существуют два основных подхода к ценообразованию:
отечественный или марксистский, основанный на теории трудовой стоимости;
западный, состоящий из:
теории предельной полезности;
теории издержек производства;
теории спроса и предложения.
Согласно теории трудовой стоимости цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной продукции. Таким образом, величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.
Различают понятия индивидуальной и общественной стоимости труда. То рабочее время, которое затрачивается на производство товара отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако на рынке все товары одинакового качества продаются по одинаковой цене, в основе которой лежит общественная стоимость товара. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда. Следовательно, цена, являясь денежной формой стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда.
Общественно необходимые затраты труда представляют собой рабочее время, требуемое для изготовления определенного товара при общественно нормальных условиях производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, т.е. это время, которое требуется для производства основной массы продукции данного вида.
На основе теории трудовой стоимости был сформулирован закон стоимости, в соответствии с которым обмен товарами на рынке происходит по стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда.
Теория предельной полезности, как альтернативная концепция по отношению к марксистскому подходу, вводит понятия ценности и полезности для описания процесса ценообразования.
Ценность является меновой стоимостью товара. Однако не всякая полезная вещь, согласно данной теории, обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Таким образом, ценностьхарактеризует отношение человека к вещи, а не отношение людей по поводу вещей.
Человек дает ту или иную оценку вещи в зависимости от того, какую она ему приносит полезность. Полезность определяется, во-первых, способностью товара или услуги удовлетворять потребность человека; во-вторых, удовлетворением или удовольствием, которое человек получает от потребления товара или услуги; в-третьих, полезность является субъективным свойством товара.
Согласно теории предельной полезности, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности блага, которые оценивает потребитель с точки зрения конечного его потребления.
Сторонники теории издержек производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может быть ниже издержек. Поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще производить данную продукцию.
В качестве компромисса между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Спрос отражает интересы покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть рассматривается только реальная возможность покупки. Характеристиками спроса являются:
объем спроса, отражающий количество товаров или услуг, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени;
цена спроса, определяющая максимальный уровень цены, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров или услуг.
В свою очередь, предложение отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги отражает готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени. Характеристиками предложения являются:
объем предложения, отражающий количество товаров или услуг, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени;
цена предложения, определяющая минимальный уровень цены, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров или услуг.
Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны.
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены при определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным (см. рисунок 8.1).
Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, соответствует количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной, и, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться в зависимости от желаний и возможностей конкретных производителей и потребителей. Не совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.
Ц (цена)
D S
ЦЕ E

QЕ Q (объем)
D – кривая спроса;
S – кривая предложения;
Е – точка рыночного равновесия;
QЕ - равновесный объем продаж (объем спроса соответствует объему предложения товара);
ЦЕ - равновесная цена
Рис. 8.1. Рыночное равновесие
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Нарушение рыночного равновесия может произойти в случае отклонения средней продажной (рыночной) цены от равновесной. В случае если рыночная цена выше равновесной, количество товара, предложенного потребителями превышает количество товара, на который предъявляется спрос по этой цене. На рынке возникает избыток предложения (перепроизводство). Для того чтобы вернуться к равновесному состоянию рынка при том же объеме производства производителям необходимо снизить цену. В случае если рыночная цена ниже равновесной, спрос превышает предложение и на рынке возникает дефицит товара. Для того чтобы вернуться к равновесному состоянию рынка при том же объеме производства производителям необходимо повысить цену.
На протяжении жизненного цикла товара цена на него может изменяться – от высокой на стадии зарождения и роста для привлечения покупателей-новаторов, ориентирующихся на престиж, до низкой, ориентированной на массового покупателя на стадии спада. Устанавливая цены на товары, производители должны определять их верхний и нижний пределы, за границами которых их применение экономически неоправданно или психологически вредно.
Теоретически нижней границей цены является себестоимость товара (издержки на производство и реализацию продукции) Ц = SП.
Максимальная граница цены задается спросом на товар. Для одних товаров незначительное изменение цены ведет к существенному изменению спроса, а для других – практически совсем не влияет на спрос. Чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения объема покупок определяется ценовой эластичностью.
Ценовая эластичность спроса - это степень изменения спроса на товар в зависимости от изменения цены товара. Она показывает, насколько процентов изменится объем спроса на товар в результате изменения цены товара на 1 %.
![]() |
Эластичность спроса по цене характеризуется коэффициентом эластичности EД.
где Q1, Q2 - соответственно первоначальный и последующий объемы спроса на товар, нат. ед.;
Ц1, Ц2 - первоначальная и последующая цены товара, р.
Спрос считается эластичным в том случае, если EД > 1 по модулю, т.е. при изменении цены на товар объем спроса изменяется в большей степени, чем цена товара. Незначительное повышение цены на товар может привести к резкому падению спроса на него (например, спрос на бытовую технику, мебель и пр.) (рисунок 8.2).
Неэластичный спрос имеет место в случае, если при изменении цены объем спроса изменяется в меньшей степени, чем цена товара (EД < 1 по модулю). Резкое изменение цены незначительно скажется на спросе (спрос на продукты питания, средства личной гигиены и пр.) (рисунок 8.3).
Единичная эластичность спроса наблюдается тогда, когда степень изменения спроса на товар соответствует степени изменения цены (EД = 1 по модулю).
Ц Ц
Ц2, Ц2
D D
Ц1
Ц1
![]() | ![]() |
Q2 Q1 Q Q2 Q1 Q
Рис. 8.2. Эластичный Рис. 8.3. Неэластичный
спрос спрос
Производителям необходимо знать, к какому типу спроса относится их товар, поскольку тип спроса во многом определяет ценовую политику предприятия. Так, повышение цены на товары, спрос на которые относится к эластичному типу, как правило, приводит к снижению выручки производителя. В то время как, повышение цены на товары, спрос на которые относится к неэластичному типу, приводит к повышению выручки производителя.
Функции цены
Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. Выделяют следующие виды функций:
1. Учетная функция проявляется в том, что цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные (валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, объем инвестиций, объем выпускаемой и реализуемой продукции и т.д.), так и качественные показатели (рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и т.д.).
Цены показывают, сколько необходимо средств затратить обществу для удовлетворения потребности в той или иной продукции. Цена отражает объемы затраченного сырья, материалов, топлива и электроэнергии, труда и т.д. и эффективность использования ресурсов для создания данного продукта, так как цена включает не только величину общих издержек производства и реализации, но и размер прибыли.
2. Стимулирующая функция выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению объема выпуска и потребления той или иной продукции.
С помощью цены можно стимулировать или замедлять внедрение результатов научно-технического процесса, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления.
3. Распределительная или перераспределительная функция цены отражает участие цены в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Распределительная функция цены проявляется через налогово-бюджетную политику. Через налоги, особенно косвенные (акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость) происходит централизация чистого дохода, поступающего в бюджет на общегосударственные нужды. А через бюджетную систему централизованные средства направляются на решение экономических и социальных задач общества.
4. Балансирующая функция (балансирования рыночного спроса и предложения) заключается в том, что через цену осуществляется связь между производителями и потребителями, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и указывает на необходимость принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом, с помощью которого достигается компромисс между ценой спроса и ценой предложения. При этом цена предложения отражает минимальную цену, по которой производитель готов в определенный период времени продать свою продукцию, а цена спроса характеризует максимальную цену, по которой потребитель готов его приобрести.
При появлении диспропорций в развитии национальной экономики, несоответствии между предложением и спросом равновесие восстанавливается посредством либо увеличения (сокращения) производств, либо посредством роста (снижения) цены, либо одновременно тем и другим способом.
5. Функция цены, как средства рационального размещения производства проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня нормы прибыли. Это движение капиталов осуществляется предприятиями под воздействием законов конкуренции и спроса, так как предприятие самостоятельно решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль экономики вкладывать капитал.
Этому предшествуют маркетинговые исследования (анализ рынка, в том числе и рыночных цен).
6. Информационная функция цены проявляется в том, что цена служит индикатором состояния дел в национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровень и динамика помогает предприятию, желающему войти на рынок, принять окончательно решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».
Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом.
Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при снижении ее уровня), что приводит к снижению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
Распределительная функция цены взаимодействует с функцией цены как средства рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и сектора экономики, где предъявляется повышенный спрос на товары и складывается относительно высокая норма прибыли.
Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной, а также с функцией балансирования спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под воздействием многих факторов цена часто существенно отклоняется от издержек производства и обращения.
Многообразие функций цены, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным. В этом смысле, говоря о рациональных и тем более - оптимальных ценах, следует иметь в виду определяющие функции и такое их сочетание, при котором функции реализуются в необходимой степени.
В рыночной экономике цены используются в основном как чисто рыночные регуляторы и стимуляторы, подлинно воплощающие денежное содержание:
цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги;
важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства;
инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения;
главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций);
фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп;
орудие конкурентной борьбы.

