Технологическая карта лекционного занятия
Название УД, ПМ, раздела, МДК: Информатика и программирование
Специальность, группа: 09.02.05 Прикладная информатика, 33
Тема лекции: Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ.
Цели занятия:
Образовательная: способствовать формированию знания о системах передачи информации, мере и единицах количества и объема информации, позиционных системах счислениях, логических основах ЭВМ.
Воспитательная: формирование сознательного отношения к процессу обучения, создать условия для формирования информационной культуры.
Развивающая: развитие интереса к учебному предмету, содействие активизации мышления обучающихся; развить познавательную деятельность обучающихся по овладению программным учебным материалом по дисциплине «Информатика и программирование».
Студент должен:
Знать:
- принципы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Тип лекции: информационная, проблемная, эвристическая, бинарная
Уровень освоения: I – ознакомительный.
Материально – техническое обеспечение: м/м система, просмотр презентации.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, КТП, технологическая карта лекционного занятия, конспект лекции.
Этапы и хронология лекции (90 минут):
| Этапы занятия | Время | Содержание занятия |
| 1. Организационный момент | 2 мин | Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида студентов, проверка готовности студентов к лекции, заполнение журнала. |
| 2. Формулировка темы, ее мотивация | 3 мин | Сообщение темы, целей, хода занятия, указание на важность темы. |
| 3. Изложение основных вопросов лекции | 77 мин | Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ. См. приложение:конспект лекции. |
| 4. Подведение итогов лекции | 5 мин | Вопросы: 1. |
| 5. Задание на дом | 3 мин | Конспект по данной теме. Написание рефератов по теме «Микропроцессоры ПК, их назначение и характеристики» |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию:
1. emk64.ru/userfiles/file/Tehnologicheskaya_karta_FGOS.doc
2. Хольцшлаг М. Использование HTML 4.6-е изд. - М.: Вильямс, 2001.- 1008 с.
3. Таненбаум Э. Компьютерные сети. 4-ое изд. - СПб: Питер, 2005.- 992 с.
4. Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Разделы: «Общее образование: Информатика и ИКТ», «Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии»
ФИО и подпись преподавателя Страхова Олеся Викторовна ___________
Лекция 2
Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Позиционные системы счисления. Логические основы ЭВМ.
Системы передачи информации бывают одноканальные и многоканальные. Тип системы определяется каналом связи. Если система связи построена на однотипных каналах связи, то ее название определяется типовым названием каналов. В противном случае используется детализация классификационных признаков.
1. Классификация по диапазону используемых частот
· Километровые (ДВ) 1-10 км, 30-300 кГц;
· Гектометровые (СВ) 100-1000 м, 300-3000 кГц;
· Декаметровые (КВ) 10-100 м, 3-30 МГц;
· Метровые (МВ) 1-10 м, 30-300 МГц;
· Дециметровые (ДМВ) 10-100 см, 300-3000 МГц;
· Сантиметровые (СМВ) 1-10 см, 3-30 ГГц;
· Миллиметровые (ММВ) 1-10 мм, 30-300 ГГц;
· Децимилимитровые (ДММВ) 0,1-1 мм, 300-3000 ГГц.
2. По направленности линий связи
· направленные (с использованием различных проводников: коаксиальные, витые пары на основе медных проводников, волоконнооптические);
· ненаправленные(радиолинии)
· прямой видимости;
· тропосферные;
· ионосферные
· космические;
· радиорелейные (ретрансляция на дециметровых и более коротких радиоволнах).
3. По виду передаваемых сообщений: телеграфные; телефонные; передачи данных; факсимильные.
4. По виду сигналов: аналоговые; цифровые; импульсные.
5. По виду модуляции (манипуляции)
В аналоговых системах связи:
· с амплитудной модуляцией;
· с однополосной модуляцией;
· с частотной модуляцией.
В цифровых системах связи:
· с амплитудной манипуляцией;
· с частотной манипуляцией;
· с фазовой манипуляцией;
· с относительной фазовой манипуляцией;
· с тональной манипуляцией (единичные элементы манипулируют поднесущим колебанием (тоном), после чего осуществляется манипуляция на более высокой частоте).
6. По значению базы радиосигнала
· широкополосные (B>> 1);
· узкополосные (B»1).
7. По количеству одновременно передаваемых сообщений
одноканальные; многоканальные (частотное, временное, кодовое разделение каналов);
8. По направлению обмена сообщений
односторонние; двусторонние.
9. По порядку обмена сообщения
· симплексная связь — двусторонняя радиосвязь, при которой передача и прием каждой радиостанции осуществляется поочередно;
· дуплексная связь — передача и прием осуществляется одновременно (наиболее оперативная);
· полудуплексная связь — относится к симплексной, в которой предусматривается автоматический переход с передачи на прием и возможность переспроса корреспондента.
10. По способам защиты передаваемой информации
открытая связь; закрытая связь (засекреченная).
11. По степени автоматизации обмена информацией
· неавтоматизированные — управление радиостанцией и обмен сообщениями выполняется оператором;
· автоматизированные — вручную осуществляется только ввод информации;
· автоматические — процесс обмена сообщениями выполняется между автоматическим устройством и ЭВМ без участия оператора.
Позиционная систе́ма счисле́ния — система счисления, вкоторой один и тот же числовой знак (цифра) в записи числа имеет различные значения в зависимости оттого места (разряда), где он расположен. Изобретение позиционной нумерации, основанной на поместномзначении цифр, приписывается шумерам и вавилонянам; развита была такая нумерация индусами и имеланеоценимые последствия в истории человеческой цивилизации. К числу таких систем относитсясовременная десятичная система счисления, возникновение которой связано со счётом на пальцах. Всредневековой Европе она появилась через итальянских купцов, в свою очередь заимствовавших её умусульман.






