Организация перехода на выпуск новой продукции

Эффективность процесса освоения новой продукции во многом определяется правильностью, рациональностью выбранного метода перехода на производство новых изделий. Используемые в промышленности разнообразные методы перехода на выпуск новой продукции различаются:

степенью совмещения времени выпуска заменяемых и осваиваемых изделий (либо наличием перерыва между окончанием выпуска заменяемого и началом выпуска осваиваемого изделия);

соотношением темпов снижения выпуска снимаемой с производства продукции и темпов нарастания выпуска осваиваемой продукции.

При всем многообразии вариантов осуществления процесса освоения продукции в промышленности можно выделить следующие методы перехода на выпуск новой продукции: последовательный; параллельный; параллельно-последовательный.

1. Последовательный метод перехода характеризуется тем, что производство новой продукции начинается после полного прекращения выпуска продукции, снимаемой с производства. Техническая и организационная подготовка выполняется, как правило, заранее, во время выпуска старой продукции. В зависимости от наличия значительного перерыва между окончанием выпуска старой продукции и началом выпуска новой можно выделить варианты этого метода:

1.1. Прерывно-последовательный метод - предполагает, что после прекращения выпуска старого изделия на тех же производственных площадях выполняются работы по перепланировке и монтажу технологического оборудования и транспортных средств, а после их завершения начинается освоение производства нового изделия (см. рисунок 12.3).

В организационно техническом отношении это самый простой вариант перехода на выпуск нового изделия, но в то же время, самый неэффективный, так как существенные потери в суммарном выпуске продукции за период остановки производства долго не удается компенсировать.

1.2. Непрерывно-последовательный метод - характеризуется тем, что выпуск осваиваемого изделия начинается сразу же после прекращения выпуска изделия, снимаемого с производства. Непрерывно-последовательный метод представляет собой, по сути, плановый переход на новую модификацию одного и того же изделия (см. рисунок 12.4).

Рис. 12.3. Прерывно-последовательный метод перехода

на выпуск нового изделия

 

 

Рис. 12.4. Непрерывно-последовательный метод перехода

на выпуск нового изделия

В организационно-технологическом отношении этот вариант освоения значительно сложнее, так как требует высокой степени готовности производства к выпуску нового изделия (наличия резервных производственных площадей для подготовки к выпуску нового изделия). Потери в суммарном выпуске продукции также имеют место, но они значительно меньше, чем в предыдущем варианте.

2. Параллельный метод - характеризуется одновременным производством старых и новых изделий. Для этого метода характерно постепенное замещение снимаемой с производства продукции вновь осваиваемой. Одновременно с сокращением объемов производства старой модели происходит нарастание выпуска новой. Продолжительность времени совмещения может быть различной (см. рисунок 12.5).

 

Рис. 12.5. Параллельный  метод перехода

на выпуск нового изделия

 

Основное преимущество метода по сравнению с последовательным состоит в том, что удается значительно сократить (а в отдельных случаях и полностью ликвидировать) потери в суммарном выпуске продукции при освоении нового изделия. Но для этого требуются, как правило, дополнительные производственные рабочие, т.к. трудоемкость осваиваемых изделий выше, чем снимаемых с производства.

Разновидностью данного метода является параллельно-поэтапный (агрегатный) способ перехода на выпуск нового изделия. Переход осуществляется в несколько этапов, в ходе которых осваивается выпуск, так называемых, переходных моделей изделия, отличающихся от предшествующей модели конструкцией отдельных узлов и агрегатов. На каждом из этапов происходит обновление не конечной продукции предприятия, а только отдельных ее элементов (см. риунок 12.6).

Рис. 12.6. Непрерывно-последовательный метод перехода

на выпуск нового изделия

 

Преимущество этого варианта заключается в том, что удается избежать коренной реконструкции предприятия, обеспечить на каждом из этапов равномерный выпуск продукции, снизить затраты на освоение производства. Однако процесс обновления при этом растягивается во времени, что может привести к преждевременному моральному устареванию осваиваемого изделия.

  3. Параллельно-последовательный метод перехода достаточно широко применяется в условиях массового производства при освоении нового изделия, существенно отличающегося по конструкции от снимаемого с производства.

На предприятии создаются дополнительные мощности (участки, цехи), на которых начинается освоение нового изделия: отрабатываются технологические процессы, проводится квалифицированная подготовка персонала, организуется выпуск первой партии новой продукции. В этот начальный период освоения в основном производстве продолжается выпуск изделий, подлежащих замене (см. рисунок 12.7).

Рис. 12.7. Параллельно-последовательный  метод

перехода  на выпуск нового изделия

 

После завершения начального периода освоения происходит кратковременная остановка, как в основном производстве, так и на дополнительных участках, в течение которой осуществляется перепланировка подразделений: оборудование дополнительных участков передается в подразделения основного производства. По завершении работ в них организуется выпуск нового изделия.

Недостатком данного метода являются очевидные потери в суммарном выпуске продукции за время остановки производства, а также необходимость привлечения дополнительных (резервных) площадей для организации временных участков. Тем не менее, позднее имеется возможность обеспечить высокие темпы нарастания выпуска нового изделия.

Критерием эффективности метода перехода на выпуск нового изделия являются минимальные потери производства. Выбор метода перехода зависит от ряда факторов:

типа производства;

отработанности и готовности к производству технологических процессов и оборудования;

материально-технической базы производства;

возможностей создания параллельно действующего производства;

характеристик осваиваемого изделия: технического уровня изделия, отличий его от снимаемого с производства, степени конструктивной унификации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: