Выполнение плана по ассортименту и качеству продукции

Повышение качества продукции – важный фактор роста эффективности производства. Анализ качества продукции способствует выполнению этой основной задачи производства, позволяет установить причины выпуска продукции пониженного качества, вскрыть резервы дальнейшего улучшения качества продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обеспечивающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Обобщающими показателями качества продукции являются следующие:

- объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивной продукции в общем выпуске данной группы продукции;

- доля выпуска продукции различных категорий качества в общем объеме товарной продукции;

- экономическая эффективность от повышения качества;

- экономия и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества продукции.

Все эти показатели являются расчетными и используются в планировании для технико-экономического обоснования производственной программы. Основной задачей планирования качества продукции является обеспечение наиболее полного удовлетворения населения в продукции высокого качества.

В промышленной отрасли главнейшим показателем качества товарной продукции является сортность. Наряду с показателями сортности продукции на предприятиях промышленной отрасли используют и коэффициент сортности.

Показатель сортности представляет собой отношение количества товарной пищевой продукции высшего и первого сортов к общему количеству товарной продукции, выраженное в процентах.

Коэффициент сортности служит основным качественным показателем оценки работы предприятий промышленной отрасли, получающих для переработки свежемороженую и соленую рыбу разных сортов. Пользуясь коэффициентом сортности сырья, представляется возможным определить улучшение сортности продукции по сравнению с сортностью сырья, направленного в обработку. Этот показатель исчисляется на основе соотношения цен на рыбу путем приведения сортности к первому сорту из расчета, что в среднем цена рыбы высшего сорта выше цены первого сорта на 15%.

При аттестации продукции по трем категориям уровень качества продукции определяется при помощи индекса И. При расчете индекса принимаются во внимание следующие условия: индекс равен 100%, если вся продукция относится к высшей категории Кв; индекс качества равен 50%, если вся продукция относится к первой категории К1; индекс качества равен 0, вся продукция относится ко второй категории К2. При этих условиях качества продукции всех категорий находят по уравнению

 

.                                                                                                                      (9.5)

 

Для расчета индекса качества предварительно определяют удельный вес реализованной продукции каждой категории е стоимости.

Пример. Промышленный комбинат реализовал продукцию высшей категории – 20%, первой категории – 75 % и второй категории – 5%.

Индекс качества продукции будет 57,5 % (20+(0,5х0,75))

При оценке уровня качества продукции к высшей категории качества относится продукция, соответствующая или превосходящая по своим технико-экономическим показателям высшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. К первой категории относится продукция, которая соответствует по своим показателям современным требованиям действующих стандартов и технических условий. Ко второй категории относится продукция, которая не соответствует по своим показателям современным требованиям, стандарты и технические условия на которую требуют пересмотра. Оценка уровня качества производится в соответствии с основными положениями Единой системы интенсификации качества промышленной продукции.

Комплексный коэффициент качества данного вида продукции Кiопределяется по формуле:

 

,                                                                           (9.6)

 

где Вi – относительный показатель содержания белка в продукции;

Мi – относительный показатель содержание съедобной части продукции;

Si – показатель потребительских свойств данного вида продукции при использовании ее в качестве столовой.

Экономические показатели характеризуют не само качество продукции, а экономическую эффективность ее производства и использования. В качестве таких показателей применяются себестоимость, прибыль, рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, затраты на повышение качества продукции и др. От показателей качества продукции следует отличать показатели качества изготовления. Основным показателем, характеризующим качество изготовления, является бездефектная сдача продукции.

Анализ качества продукции надо проводить комплексно с учетом всей совокупности взаимосвязанных факторов, влияющих на этот показатель. На промышленных предприятиях необходимо рассмотреть следующие факторы, влияющие на качество продукции: качество поступающего сырья, полуфабрикатов, используемых при выработке продукции, соблюдение технологического контроля в процессе изготовления продукции, организацию управлением качеством продукции и др.

При анализе качества выпускаемой продукции устанавливаю коэффициент качества, количество и удельный вес брака, количество и удельный вес нестандартной продукции, возврат продукции из цехов-потребителей цехам – изготовителям, количество рекламаций от потребителей на определенную продукцию и др.

Коэффициент сортности можно определить двумя способами. Первый способ предусматривает пересчет всей продукции в условные единицы I сорта. Цену I сорта принимают за 1, а остальные коэффициенты пересчета определяются отношением цены соответствующего сорта к цене I сорта.

Второй способ позволяет определить коэффициент сортности с помощью индекса по формуле:

 

                                                                        (9.7)

 

где Р Iс, Р IIс  - количество I и II сорта, ц;

У IсУIIс – цена 1 ц продукции I и II сорта

Робщ– общее количество выпущенной продукции всех сортов, ц.

Далее определяют степень влияния изменения сортности на объем выпуска продукции, а также на размер прибыли предприятия.

Увеличению объема продукции способствует снижение бракованной продукции. Поэтому необходимо своевременно проводить анализ с целью выявления причин брака и разработку мероприятий по их ликвидации. Бракованной считается такая продукция, которая в процессе изготовления, хранения или сбыта получила дефекты и поэтому не отвечает техническим условиям.

Брак может быть устранимым и неустранимым. К устранимому относится такой брак, который можно исправить, а к неустранимому – продукция, исправление которой технически невозможно или экономически невыгодно.

Однако любой брак снижает выпуск продукции, фондоотдачу, прибыль, рентабельность и повышает себестоимость продукции; приводит к снижению объема продукции в стоимостном выражении, увеличивает выпуск нестандартной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: