Психогенетика темперамента : критериальные (стилевые) и психодинамические теории

Ответы на вопросы по психогенетике

 

  Критика факторных теорий

 

Метод изучения темперамента (Т) с помощью факторного анализа имеет существенные изъяны. У разных авторов количество и качество выделяемых факторов разное, хотя исходный материал, образующий основу для выделения факторов, в принципе остается неизменным.

Как правило, исследователи расходятся уже в исходном пункте, т. е. в выборе данных, подлежащих факторному анализу. Это приводит к тому, что получаемые структуры темперамента существенно отличаются друг от друга. Собственно, этот недостаток уже заложен в самом методе факторного анализа, в котором имеется несколько математических приемов, позволяющих выделить определенные факторы; но именно это и может приводить к различным результатам.

Этот метод слишком произволен, во многом зависит от интуиции и настойчивости исследователя, пытающегося получить нужный для него результат не тем, так другим способом факторного анализа.

 

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ (СТИЛЕВЫЕ) ТЕОРИИ

 

В 70-80 гг ряд исследователей договорились под Т понимать такие св-ва которые соответствуют определенным критериям. Представители Нью-Йоркского близнецового исследования А. Басс и Р. Пломин (A. Buss, R. Plomin, 1976), разработали популярную в современной американской психологии концепцию темперамента, считают, что в нем должны прежде всего отражаться стилевые особенности поведения, его экспрессивные, а не содержательные аспекты.

 

Однако чтобы конкретная черта могла считаться темпераментной, по мнению этих авторов, необходимо наличие еще четырех условий:

1) определяют стиль поведения, то есть то как человек действует в различных ситуациях, то, что определяет темп его деятельности, адаптацию, переменчивость, эмоциональность и др. устойчивые характеристики, проявляющиеся в широком классе ситуаций, способствующих биологическому приспособлению;

2) связаны с биологическими структурами (особенностями НС),

3) генетически обусловлены,

4) проявляются в раннем детстве и онтогенетически стабильны,

5) обнаруживаются у животных.

 

Влияние Т на особенности поведения меняется с возрастом, но даже во взрослом состоянии, хотя черты Т и маскируются характером, они проявляются когда человеку нет необходимости играть социальные роли, в ситуациях когда контроль сознания снижен или в экстремальных, критических ситуациях.

 

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни.

 В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например, настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека.

Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей.


 

Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени.

И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми (Buss A.H., Plomin R., 1975; Rothbart M.K., 1989).

 

 

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений.

1) Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может

· снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям,

· повышаться или понижаться порог реактивности,

· изменяться величина общей активности.

Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте.

2) Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента.

3) В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: