Пионеры современных исследований темперамента, психиатры Александр Томас и Стелла Чесc (Alexander Thomas & Stella Chess), в 1956 году в Медицинском центре Нью-Йоркского университета запустили программу Нью-Йоркского лонгитюдного иссследования (NYLS) (Thomas, Chess, Birch, Hertzig & Korn, 1963).
Цели этого исследования состоят в том, чтобы
1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития;
2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях;
3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).
На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания/настойчивость.
|
|
Американские ученые А. Томас и С. Чесс (A. Thomas, S. Chess, 1977) под темпераментом имеют в виду стиль поведения. По их мнению, темперамент не может характеризоваться ни содержанием, ни мотивацией, ни успешностью деятельности.
У детей первых лет жизни они выделили девять независимых друг от друга характеристик поведения:
1) уровень активности (моторные характеристики, подвижность во время кормления, купания, соотношение активного и пассивного поведения в течение дня);
2) ритмичность (степень предсказуемости времени появления поведенческих реакций, например появление чувства голода, и продолжительность состояния во времени, например длительность сна);
3) приближение или удаление (особенности эмоциональных и двигательных реакций на новые стимулы);
4) адаптивность (реакция на новую или изменяющуюся ситуацию);
5) интенсивность реакции независимо от ее качества и направленности;
6) порог реактивности (уровень стимуляции, необходимый для появления реакции
независимо от се качества ы. сонеорной мод.алънпс/гтл;
7) настроение (соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности);
8) отвлекаемость (эффективность действия новых стимулов для изменения поведения);
9) длительность внимания и настойчивость (способность продолжать деятельность, несмотря на трудности в ее осуществлении).
Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности этих свойств темперамента было проведено норвежским психологом А.Торгерсен (Torgersen A.M., 1987, 1989). Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет.