Организация досуга современного общества

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


        

 

 

    Средства социально-культурной деятельности – это духовные и мате-риальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процессе создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

    Ведущие средства СКД: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной пропаганды и агитации; книги, музыкальные инструменты, технические средства, звукозаписывающая, звуко-воспроизводящая, проекционная и иная аппаратура.

 

    Методы социально-культурной деятельности – это система информа-ционного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

    1. Методы формирования общественного сознания:

    информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение,

    заражение, убеждение.

    2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способст-

    вующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения:

    включение в различные формы непрерывного просвещения, привлечение     к разным видам любительского творчества, приучение к выполнению     общественно-культурных функций, упражнения, самоорганизация, само-    управление, самообразование, самообслуживание, игра.

    3. Методы стимулирования социально-культурной активности:

    положительный пример, соревнование, требование, общественное мнение, поощрение, перспектива, критика и самокритика.

 

    Формы социально-культурной деятельности – это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились: эпизодические формы (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т.д.), стабильные формы (клубы, кружки, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т.д.) социально-культурной деятельности.

 

    Основная задача социально-культурных институтов заключается в том, чтобы найти пути, формы и способы оказания помощи человеку в его саморазвитии, самоусовершенствовании и самореализации в свободное время.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВЫХ ФОРМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


    Массовые формы КДД носят активный преобразовательный характер, выступают как необходимая предпосылка общественного, социального и художественного творчества людей. Они являются самыми и сложными в организации и проведении и это требует от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Главным является определение цели, то есть ради чего создается массовая форма КДД. Здесь следует помнить, что массовые формы КДД являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме КДД имеется четыре основных компонента методики: а) содержание; б) композиция; в) набор средств художественного воздействия; г) аудитория.

    Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, фестивали, представления, обряды, вечера, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм несет огромный смысловой и эмоциональный заряд и использует свои, присущие только ей средства, способы и методы сценической выразительности.

    Процесс общения является исходной предпосылкой построения всех массовых форм КДД.

    Подготовительная организационно-методическая работа включает:

    а) определение формы будущей массовой культурно-досуговой программы с ориентацией на определенную аудиторию;

    б) написание сценария;

    в) утверждение программы на художественном совете;

    г) распределение функции каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации процесса подготовки и проведения;

    д) составление сметы расходов на подготовку и проведение;

    е) техническое обеспечение, звуковое, световое, транспортное, торговое обслуживание, охрана порядка и т.д.

    Массовые формы КДД классифицируются по двум признакам:

    а) по содержанию; б) драматургической организации материала.

    Методика массовых форм КДД включает:

         - четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

    - анализ типа, вида и жанра массовой формы;

    - создание организационно-педагогических условий для осуществления сценарного и режиссерского замыслов программы;

    - определение содержания, соответствующего цели программы;

    - органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, коммуникативный процесс;

    - выбор рациональных методов и приемов организации аудитории, которой оно проводится, обеспечение максимальной активности зрителей.

СЦЕНАРИЙ КАК ОСНОВА КЛУБНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

 


    Организуя любое досуговое мероприятие необходимо владеть хотя бы основными навыками сценариста, знать методику написания сценария, понимать элементы его структуры, уметь логически выстроить действия и композиционно оформить.

    Сценарий – это подробная литературно-текстовая разработка содержания массового мероприятия, в которой в строгой логической последовательности изложены отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, используется документальный и художественный материал, предусматриваются средства активизации участников, планируется оформление и оборудование.

    В досуговой практике существует три вида сценарной работы:

    - оригинальные авторские сценарии, содержащие новые творческие решения, не повторяющие по форме и содержанию уже известные образцы;

    - сценарии, имеющие характер компиляции (монтажи, составленные из заимствованных эпизодов, текстов, построенных на использовании известных сюжетов); они в меньшей степени авторские, хотя в них могут проявиться творческие способности сценариста, его оригинальная мысль;

    - сценарии, сочетающие авторские и компилятивные фрагменты (монологи и диалоги ведущих, оригинальные приемы активизации аудитории, авторские переходы от одно действия к другому, представление реального героя, интересный сюжетный ход и т.д.).

    Основные этапы работы над сценарием

         Создание сценария есть творческий кропотливый процесс, который условно можно разделить на три этапа.

    1. Формирование режиссерского замысла

    - определение темы идеи

    - изучение творческих возможностей

    - определение места проведения мероприятия

    - определение аудитории

    - определение технических и финансовых возможностей

    - определение формы

    2. Подбор и обработка материала

    - документального

    - литературно-художественного

    - местного

    - фольклорного

    3. Организация материала в сценарии

    - формирование материала в эпизоды

    - разработка сценарного хода

    - монтаж эпизодов в сценарий в соответствии с композиционным построением

    - обогащение материала в сценарии основными выразительными средствами

    - литературная запись сценария

    Композиционное построение сценария.

    Композиция (расположение) – способ группировки материала в определенной логической последовательности.

    Композиция включает в себя следующие элементы:

    Экспозиция – служит вводом в действие, она призвана всех участников подготовить к активному участию в программе. Дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях

    Завязка – событие, с которого в сценарии начинается действие, дающее толчок развитию всех последующих эпизодов.

    Развитие действия – цепь событий, ведущих к кульминации.

    Кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжении, заостряющий проблему и идею мероприятия.

    Развязка – способ разрешения конфликта, эмоционально-смысловой итог сценического действия.

    Финал – заключительная часть сценария. Это коллективное действие окончательно объединяющее зрителей и участников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РАБОТЕ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

 

 


    Сценарист носит собирательный характер, т.е. использует самый разнообразный материал, созданный заранее или придуманный сценаристом.

    Теоретики классифицируют различные виды документального материала на две группы:

    1-ая: письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи;

     П-ая:    документы мемуарно-художественные, воспоминания участников каких-либо событий, а так же документы, факты, получившие отражение в литературе и искусстве.

    Документальный материал отражает жизнь в развитии и относится к «фактам жизни» и составляет информационно-логическое начало.

    Для удобства пользования документальным материалом мы классифицируем по степени фиксации (кинодокументы, фотодокументы, собственные документы, документы звуковые, личные документы, документы государства, правительства, учреждений и т.д.).

    Классификация художественных средств выразительности:

    - слово (исполнение стихотворений, прозы, массовое скандирование, конферанс сольный и парный, музыкально-разговорные жанры, дикторский текст, литературно-музыкальная композиция);

    - музыка – инструментальная (оркестр симфонический, духовой, народ-ных инструментов, джаз). Музыка вокальная (эстрадная песня, ВИА, хоровое пение);

    - пластические средства – хореография (балет, народный танец, эстрад-ный танец, модерн, пантомима, аттракционы);

    - спортивные – художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.;

    - технические средства выразительности (звук, свист, шумы);

    - наглядно-художественные средства (бутафория, выставки);

    - народное творчество, фольклорно-этнические;

    - игровые средства выразительности;

    - малые жанры драматургии (сценка, монолог, парный конферанс, анек-дот, реприза, частушка, интермедия, миниатюра, куплетный номер);

    - пиротехнические средства.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 


    Одной из важнейших закономерностей СКД является вступление населения планеты в новый этап своего развития – информационное общество, что значительно расширило масштабы организации взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с ХУ века в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты, журналы, фотографии, радио, телевидения, киноискусство, телефон, магнитная запись звука, видео, компьютерные системы.

    Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Поэтому очень важно расширять информационное пространство так как без него невозможно органичное развитие социально-культурной сферы.

    Средства массовой информации и коммуникации представляют собой:

    а) источник адекватной информации граждан о различных социо-культурных явлениях;

    б) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения;

    г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей.

    Продукт СМИ – организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения.

    Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) самостоятельно решает потреблять или не потреблять информационную продукцию.

    В социокультурной сфере велика роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации. Прямо или косвенно, они участвуют в формировании мнений, оценок, суждений, влияют на трудовую, общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга.

    Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социокультурной сферы. Функции средств массовой информации влкючают:

    - планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства;

    - проведение различных социально-культурных акций;

    - воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.

    Для СМИ характерны такие общие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, а также каждый из них обладает присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы.

    Преимущества печати: массовость читательской аудитории, высокая избирательность, возможность оперативных и частых публикаций, высокая престижность. У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространение музыкальных программ.

    Радио отличают его всепроникаемость, удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи.

    Сильными сторонами телевидения и видео являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощь сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение, репортаж с места события, домашнее средство связи с миром. Телевидение играет определенную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избегать скуки, быть в курсе событий, получать информацию, советы; узнавать о социальных проблемах, культурных процессах.

    Подготовку социально-культурных программ, публицистически острых митингов, дискуссий, встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных материалов средств массовой информации.

    Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики.

    Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению.

    Таким образом, роль и место СМИ в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями – информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи – активно участвуют в создании необходимых условий для полно-ценного отдыха, творчества, просвещения.

 

 

АКТИВИЗАЦИЯ АУДИТОРИИ КАК ГЛАВНЫЙ ПРИЕМ ДОСУГОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 


    Активность масс проявляется и направляется в двух аспектах:

    1. Участие масс в проведении клубного мероприятия.

    2. Максимально широкое вовлечение населения в процесс его подготовки.

    Если в драматургии театра, кинематографа зритель только созерцает происходящее на сцене и на экране и может выражать свои эмоции только смехом, аплодисментами и т.д., но он не может принять никакого участия в происходящем действии. То в клубной драматургии – наоборот.

    Весь сценарий массового мероприятия изначально выстраивается так, чтобы в нем были использованы самые разнообразные моменты вовлечения зрителей в действие.

    К приемам активизации относятся:

художественные (коллективное исполнение песен, речевок, мело-декламаций и др.); игровые (конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.); режиссерские (коллективные выходы, шествия, рапорты, церемо-ниальные действия, оригинальные мизансцены); журналистские (опросы присут-ствующих, интервью, беседы, диалоги, «свободный микрофон» и др.).

    В зависимости от жанра программы, его идейно-тематического замысла и аудитории отбираются те или иные приемы активизации. Так, например, журналистские приемы характерны для дискуссионных программ, ток-шоу, художественные и игровые для конкурсно-развлекательных, коммуникативных и т.д.

    Этапы активизации:

    1. Охватывает время до мероприятия, т.е. его подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающих людей в орбиту будущего действия. На этом этапе важно пробудить интерес и внимание людей к происходящему, создать атмосферу взволнованности, готовности к восприятию (реклама, афиши, пригласительные билеты, звуковая реклама, периодическая печать).

    2.  Охватывает непосредственно проведение мероприятия, т.е. воплоще-ние в жизнь сценария, где предусмотрены все элементы активизации аудитории.

    Организаторам следует очень четко понимать, что речь должна идти не о принуждении исполнить массовую песню, хоровод, танцы, а эта потребность – приобщиться к совместному действию – должна быть преднамеренно запрограммирована в сценарно-режиссерском замысле, предоставляющем каждому присутствующему на мероприятии проявить активность, реализовать желание активного включения в действие.

 

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


    Одной из существенных особенностей перестройки социокультурной сферы является широкое внедрение в практику активных форм досуговой деятельности, организационно-методическая опора на открытый диалог с клубной аудиторией по конкретным, злободневным проблемам. Информационно-познавательная и дискуссионная деятельность учреждений культуры одновременно решает две задачи:

    а) несет людям знания и информацию;

    б) вырабатывает личное отношение к полученным знаниям, формирует убеждения.

    Информационно-дискуссионные формы – разновидность культурно-досуговых программ. Они включают новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению. Педагогическая эффективность этих программ зависит от их содержания. Драматургии информационно-дискуссионных программ присущи оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в программе фактов, документов как с проблемами мирового характера, так и с местным материалом. Очень важно не только умело отбирать информацию для обсуждения, но и находить выступающих, способных компетентно и живо прокомментировать те или иные события.

    Большая роль принадлежит ведущему, так как программа предполагает эмоциональное и компетентное ее ведение. Ведущий объединяет информационные блоки в логическую систему, сообщает участникам тему разговора, характеризует содержание рассматриваемых вопросов, информирует о порядке проведения встречи, представляет «реальных героев», ненавязчиво управляет всем процессом проведения программы.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ФОРМЫ
Беседа за круглым столом
Философский стол
Конференция
Открытый микрофон
  Ток-шоу
Дебаты  
Диспуты
Публичная лекция
Дискуссия
Ролевая игра «Суд над…» ……»над
Дискус-сионные качели
Эти формы отличаются проблемностью тематики, способом подачи информации и организации обмена мнениями, количеством присутствующих, объемом подготовительной работы
КЛУБНЫЕ ВЕЧЕРА

 


    В настоящее время перед клубом стоят задачи поиска таких форм деятельности, которые отвечали бы требованиям времени и сделали бы его притягательным центром для различных слоев населения. Особую актуальность приобретает проблема разработки нестандартных оригинальных клубных вечеров, так как именно многоликий и оригинальный вечер был и остается основной творческой продукцией клуба.

 

    Существуют понятия:

    1. «Вечер в клубе» - включает в себя все, что избрал для своего досуга пришедший в него человек (посещение концерта, занятие в самодеятельном коллективе, игра в шашки, шахматы и т.д.).

    2. «Клубный вечер» - массовое мероприятие, посвященное той или иной теме, строится по определенной программе в рамках одного вечера.

    В программе клубного вечера присутствуют две линии:

    а) информационно-логическая – каждое клубное мероприятие несет в себе какую-нибудь информацию;

    б) эмоционально-образная – это все то, что воздействует на эмоции человека, доставляя радость, наслаждение, удовольствие.

 

    Клубные вечера включают в себя самые разнообразные информационные, художественные, игровые компоненты.

    Информационный компонент: тематическое информационное сообщение, торжественная речь, выступление с воспоминаниями, интервью с героем вечера, с выходом в зал, открытый микрофон и т.д.

    Художественный компонент состоит из песен, танцев, художественного чтения, миниатюр, кино, видео и мультимедийных фрагментов, спортивных показательных выступлений, театрализации и т.д.

    Игровой компонент включает игры, конкурсы, викторины, аттракционы, загадки и т.д.

    Уместно использовать в клубных вечерах наглядный компонент: тематическая книжная выставка, выставка изделий мастеров художественного творчества, фотовыставку, демонстрацию моделей одежды.

    Необходимо, чтобы все многообразие компонентов вечера гармонично сочеталось между собой, работало на раскрытие его темы и воплощение идеи.


        

КЛУБНЫЕ ВЕЧЕРА


ТЕМАТИКА

Общественно- политические

Нравственно-этические

Производственно-технические и сельскохозяйственные

Экологические, краеведческие

Литературно-музыкальные, искусствоведческие, фольклорные

Физкультурно-спортивные, оздоровительные

ТИПЫ ВЕЧЕРОВ

ТОРЖЕСТВЕННЫЕ

ВЕЧЕРА

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

ВЕЧЕРА

ВЕЧЕРА УСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ВЕЧЕРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ОТДЫХА

П р о г р а м м а

Ж а н р ы

В и д ы

Ф о р м ы

Информационная

Художественная

Массовая

Вечер-рассказ

Вечер-портрет

Вечер-ритуал

Вечер-хроника

Вечер-общение

Вечер вопросов и ответов

«Устный журнал»

Встречи с творческой интеллигенцией

Лекторий, кинолекторий

Танцевальные вечера,

вечера отдыха, балы,

карнавалы, огоньки, посиделки, молодежные

вечеринки, театрализованные конкурсы, КВН

                 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: