1. Состав массовой аудитории нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию или даже в ходе одного мероприятия.
2. При значительном сходстве устремлений и интересов, массовая аудитория состоит из людей, заметно отличающихся друг от друга (психологические качества, художественные вкусы, склонности).
3. В массе непосредственно взаимодействующих людей ускоренно развивается эмоциональное зарождение, подражание, в результате быстро формируется общее настроение, чувство устремления. Предметом постоянной заботы клуба должна быть стабилизация массовой аудитории. Для этого необходимо клубным работникам, чтобы проводимые ими мероприятия были яркими, интересными, и чтобы аудитория клуба была не только посетителем, но и участником этих мероприятий.
Групповая аудитория отличается от массовой численностью, однородностью. К отличительным признакам относится и качественный состав, характер деятельности, социально-психологические особенности. Клас-сификация клубной аудитории: возрастные, профессиональные, социальные особенности.
|
|
СУЩНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАТОРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ |
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остается актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Коммуникативная культура есть умение слушать и понимать услышанное. Коммуникативная культура – совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения. Коммуникативная культура личности как система качеств включает:
1. Творческое мышление.
2. Культура речевого действия.
3. Культура самонастройки на общение и психоэмоциональная регуляция своего состояния.
4. Культура жестов и пластики движений.
5. Культура восприятия коммуникативных действий партнера по общению.
6. Культура эмоций.
Коммуникативная культура включает в себя и такие понятия как
коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения; коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, проявлять активность, эмоционально откликаться на состояния партнеров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения; коммуникативная компетентность – знание норм и правил общения, владение его технологией.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт с разновозрастными группами населения, что очень важно для организаторов социокультурной деятельности.
|
|
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ |
Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни появляются новые обязанности, новые взаимоотношения. Изменяется и развивается психика ребенка. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Начинается перестройка всех его познавательных процессов. Общение с детьми младшего школьного возраста должно строится так, чтобы они могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и запоминать материал им предложенный.
Специфические возрастные особенности: эмоциональность, непосред-ственность восприятия мира, активность, стремление к подражанию.
Основной метод работы с данной возрастной группой – метод игры.
Основные виды деятельности: учебная, познавательная, игровая, общение.
Направления воспитательной работы.
1. Социально-ориентировочная деятельность: (ознакомление с жизнью
своей страны, с духовной культурой своего народа, с правами ребенка, экологическое воспитание).
2. Познавательная деятельность (приобщение детей к чтению, ознаком-
ление с явлениями реального мира, выдающимися людьми, организация познавательных игр.
3. Трудовая деятельность (организация различных видов труда, ознаком-
ление с профессиями, экономическое воспитание – бережливость, экономия).
4. Художественная деятельность (практические занятия каким-либо
видом искусства; концерты, танцевальные, музыкальные, поэтические утренники).
5. Физкультурно-спортивная деятельность (ежедневные физические
упражнения, организация разнообразных спортивно-оздоровительных кол-лективных дел, занятия по интересам в спортивных кружках и секциях, приобщение к здоровому образу жизни).
6. Ценностно-ориентировочная деятельность (введение детей в мир ду-
ховности, в систему ценностей, выработка внутренней позиции человека по отношению к высшим ценностям.
7. Свободное общение (основное назначение – научить доброму отношению к человеку вне зависимости от его успехов в предметной деятельности, общение сопровождает все виды деятельности: играя, трудясь, познавая, занимаясь художественной или физической деятельностью, занятия по культуре поведения.
ФОРМЫ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ |
ИГРЫ, ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ | литературные игры: «Великий сказочник» (посвящена Г.Х.Андерсену, «В гостях у К.Чуковского», «Путешест-вие в совсем рядом», «Поездка в Сказкино»; физкультурно-спортивные: «Веселые старты», «Ска-зочные эстафеты», «Саночный слалом»; игры-конкурсы: «Бросайка», «Звездный час»; игры-путешествия: «Путе-шествие в страну слов», «Путешествие в Царство Цве-тов», «Путешествие в зимнее царство»; почемучкиныигры: «Ходит шкатулка вопросов по кругу»; игры-обзоры, игры-истории: «Цветик-семицветик», «По морям и океанам» |
УТРЕННИКИ | «Елочка – золотая иголочка», «Новогодняя фантазия», «Возле елки нашей весело попляшем», «Новогодний калейдоскоп»; «Моя мама лучшая на свете!», «Клубок и колобок», «Осенние сюрпризы» |
ПРАЗДНИКИ | «Праздник игры и игрушки», «Праздник Букваря», «Праздник птиц», «Цветочная поляна»; праздники народного календаря: «Масленичные забавы», «Гуканне вясны», «Вялікдзень» («Жачкі»); «Праздник дружбы», «День именинника», «Праздник Мойдадыра», «Праздник музыки» |
КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ | «Мисс Дюймовочка», «Очаровательный малыш», «Фабрика игрушек», «Интеллектуальный турнир», «Умники и умницы», «День школьных рекордов», «Конкурс сюрпризов» |
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, КРУЖКИ | «Книжная скорая помощь», «Марья-искуссница», «Ателье Золушки», «Салон волшебных букетов», «Издательский дом «Малыш», «Почемучка», «Чебурашка», «Ребятам о зверятах», «В царстве царя Берендея», кружок мягкой игрушки, хореографический, театральный, изобразительной деятельности |
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С ПОДРОСТКАМИ |
|
|
Возрастные особенности подросткового возраста: |
а) повышенная двигательная активность и эмоциональность
Развиваются познавательные способности, абстрактное мышление, более четко осознаются возможности и потребности.
б) переход от детского статуса к взрослому
Подросток осознает собственную индивидуальность, стремится к самостоятельности, готов принять персональную ответственность за свое будущее, может осознанно заниматься самовоспитанием.
в) гендерные различия в поведении
Девочки-подростки решительнее и увереннее в поступках и действиях, но чаще имеют завышенную самооценку. Мальчики-подростки предприимчивы, склонны к коллективным играм и общению, легче поддаются влиянию среды и домашней обстановки. Одобрение или похвала усиливает у них внутреннюю мотивацию.
г) активный поиск моральных образцов, идеалов
Подросток нацелен на положительное в другом человеке, постоянно ищет образцы для подражания. Массовая работа клуба предполагает четкие и глубокие знания социально-психологических особенностей подростков и исходя из этого определяются основные направления работы с данной возрастной категорией. В создании эмоциональной атмосферы, хорошего настроения подростков, способствующего развитию личности, клуб выступает как учреждение, которое может повседневно дополнять влияние школы и других воспитательных учреждений, используя богатый арсенал средств, методов и форм культурно-досуговой деятельности.
|
|
Ведущие виды деятельности подростков: труд, спорт, художественное и техническое творчество.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ |
ПАТРИОТИ-ЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | встречи с ветеранами войны и труда; экскурсии:«Люби-мый город», «Их именами названы улицы нашего горо-да»; игра «Зарница»; акции: «Ветеран живет рядом», «Милосердие»; беседы-воспоминания «Дорогами вой-ны», конкурс плаката, фестиваль патриотической песни |
ЭКОЛОГИ-ЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | экологические праздники: «Над землею небо голубое», «В стране царя Берендея», «День Нептуна», «Праздник птиц», «Праздник цветов»; литературно-музыкальная композиция «Наш общий дом – земля»; акции: «Наведи чистоту на планете», «День земли» |
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ | конкурсы: «На лучшую детскую игрушку», «Юные модельеры», «Юные кулинары»; деловая игра «Белый слон»; праздники семейных династий; игровой конкурс по ведению домашнего хозяйства «Добро пожаловать к нам в дом!» |
ХУДОЖЕСВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ | устный журнал «Очевидное – невероятное!»; кружки по декоративно-прикладному искусству: соломоплетение, лозоплетение, резьбы по дереву, ковки металла, изде-лий из кожи, вязания, вышивания, техники «макраме»; работа гостиных (музыкальная, театральная, поэтичес-кая); конкурс «Веселые художники» |
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ | дискуссионные программы: «Преступность – вечная проблема», круглый стол «Рука помощи»; пресс-конфе-ренция «Труд, право и подросток», «Гражданские права несовершеннолетних», диспут «Что значит владеть собой», клуб «Человек и закон»; игры-доказательства «Суд над пороками людей» (воровство и т.д.) |
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ | праздники: «Моя мама лучшая на свете», «Семейные традиции»; дискус-сионные формы: диспут «Какой бы я хотел видеть свою семью?»; игра-путешествие «Здесь живут мои родственники» |
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИ-ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | по профилактике ЗОЖ игры-доказательства «Суд над пороками людей» (наркомания, табакокурение, алко-голизм, порочные связи и т.д.); Дни и праздники здо-ровья, спортландии, малые «олимпийские игры», «Мо-лодецкие игры», туристические слеты, «Веселые дель-фины (соревнования по плаванию), туристические эстафеты «Веселые старты» (на суше и воде), игра-путе-шествие «Тур-град» |
ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА |
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей: повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость. Молодых влечет к себе все новое, неизвестное, преобладание поисковой активности.
Молодежь – неоднородная масса, а сложная дифференцированная общность. Дифференциация проходит по следующим показателям:
а) по возрастной линии (18-летняя молодежь существенно отличается от молодежи 25-30 лет по своим потребностям, интересам, месту в обществе;
б) по социальной линии (молодежь села имеет свои особенности в сравнении с молодежью города, студенческая молодежь во многом не похожа на рабочую и молодых специалистов;
в) ряд других показателей (пол, образование, профессия, семейное положение).
Научить молодежь правильно использовать свободное время, чтобы усилилось влияние на уровень их культурного и интеллектуального развития эстетического и нравственного воспитания – задача большой социальной значимости. Ответственность за ее решение несут все субъекты социального регулирования свободного времени личности.
Особое место в сфере досуга молодежи занимают клубные учреждения осуществляющие работу по следующим направлениям:
1. Создание материальной базы для полноценного использования свободного времени.
2. Воспитание у всех категорий молодежи стремления разумно планировать свой досуг.
3. Постоянное развитие творческих способностей юношей и девушек.
4. Повышение уровня культурного, интеллектуального и нравственного развития молодых людей.
5. Профессиональная ориентация молодых людей с учетом их склонностей, способностей, интересов.
6. Выявление и раскрытие общественно-полезных интересов молодежи, способствование их реализации в самых различных сферах жизнедеятельности.