III. Источники информации

А. Обязательная литература:

1. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д. Адо. – М.: 2001. – С. 547-574.

2. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць. – Киев. – 1996. – С. 523-546.

3. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. –1997. – С. 574-593.

4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 291 – 315.

 

Б. Дополнительная литература:

1. К.С. Терновой, Ю.П. Бутылин, Ю.И. Бобылев. Неотложные состоя­ния: патофизиология, клиника, лечения. Атлас, Киев, 1984.

2. Л.В. Козловская, М.А. Мартынова. Учебное пособие по клиниче­ским лабораторным методам исследования (с элементами програм­мирования). – М., 1975.

 

Тема № 10. Патофизиология эндокринной системы.

 

I. Цели занятия

А. Общая цель, мотивация изучения темы.

Уметь объяснить этиологию и патогенез расстройств функций гипо­физа и надпочечников и основные проявления их расстройств для диаг­ностики и назначения патогенетического лечения заболевания этих же­лез.

Уметь объяснить этиологию и патогенез гипер-, гипотиреоза и их проявлений для диагностики и обоснования патогенетического лечения заболеваний щитовидной железы.

 

Б. Конкретные цели занятия.

Знать:

1. Этиологию и патогенез эндокринных расстройств.

2. Патогенез изменений в организме при нарушении функций ги­пофиза, и надпочечников.

3. Принципы патогенетического лечения эндокринных заболева­ний.

4. Причины нарушения функций щитовидной железы.

5. Патогенез изменений в организме при гипер-, гипофункции щито­видной железы.

Уметь:

1. Подсчитать количество эозинофилов в единице объема крови.

2. Оценить реакцию гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковой системы на действие стрессора по изменению уровня эози­нофилов.

3. Воспроизвести в эксперименте гипер- и гипотиреоз.

4. Измерить у экспериментальных животных.

 

II. Ориентировочная основа действий

А. Исходный уровень знаний и умений.

1. Структура и функции гипофиза и надпочечников (кафедры гис­тологии и норм физиологии).

2. Подсчет количества лейкоцитов в единице объема крови (кафедра нормальной физиологии).

3.Строение и функция щитовидной железы (кафедра гистологии, биохи­мии и нормальной физиологии).

 

 

Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки сту­дентов.

Учебные задания

Изучить:

1. Этиологию и патогенез эндокринных нарушений.

2. Патогенез проявлений недостаточности и гиперфункции гипофиза и надпочечников.

3.. Принципы нарушения функций щитовидной железы.

 4. Патогенез проявлений нарушений функций щитовидной железы.

 

 

Учебные вопросы для контроля:

1. Нарушение центральной регуляции деятельности эндокринных же­лез.

2. Первичные нарушения функции периферических эндокринных же­лез: этиология и патогенез.

3. Внежелезистые (периферические) формы эндокринных расстройств: этиология, патогенез.

4. Тотальный гипопитуитаризм: этиология, патогенез, проявления.

5. Парциальный гипопитуитаризм: этиология, патогенез, проявления.

6. Гипопитуитаризм: этиология, патогенез, проявления.

7. Типовые формы нарушений Функций гипофиза: этиология, патоге­нез, проявления.

8. Гипофункциональные состояния коры надпочечников: этиология, патогенез, проявления.

9. Гиперальдостреронизм: этиология, патогенез, проявления.

10. Кортикогенитальные синдромы: этиология, патогенез, проявления.

11. Этиология и патогенез расстройств функций мозгового слоя надпо­чечников.

12. Гипотиреоз: основные формы, этиология, патогенез, проявления.

13. Гипертиреозы: основные формы, этиология, патогенез, проявления.

14. Нарушение функций: кальцитонина: этиология, патогенез, проявле­ния.

15. Общая этиология и патогенез сахарного диабета.

16. Классификация сахарного диабета.

17. Патогенез основных проявлений сахарного диабета.

18. Нарушение функции половых желез: этиология, патогенез, проявле­ния.

19. Гиперфункция и гипофункция паращитовидных желез: этиология, па­тогенез, проявления.

20. Стадии и механизмы развития стресса.

21. Стресс – лимитирующие системы, их роль в адаптационных реакциях.

 

В. Задачи:

Задача № 1. У больного после черепно-мозговой травмы разви­лись следующие признаки: а) резкое ухудшение; б) атрофия скелетных мышц; в) дистрофические изменения кожи; г) выпадение волос; д) гипотрофия внутренних органов; е) снижение температуры тела, АД, уровня глюкозы в крови; ж) атрофия щитовидной, надпочечных и поло­вых желез. Какое заболевание развилось у больного? Для больного ка­кой железы характерны эти признаки? Какой патогенез признаков забо­левания.

Задача № 2. Для лечения ревматизма у женщины 25 лет были на­значены гормоны надпочечников (какие?). После длительного их при­менения у больной возникли: а) «лунообразное лицо»; б) отложение жи­ра преимущественно на туловище; в) на животе и бедрах сине-багровые полосы растяжения; г) в крови - гипергликемия; лимфо- и эозинопения; д) повышение АД; е) гирсутизм. Какой синдром развился у больной? Объяснить патогенез указанных проявлений.

Задача № 3. К врачу обратилась больная с жалобами на исхудание, повышенную потливость, эмоциональную неустойчивость (частую смену настроения, плаксивость), сердцебиение, дрожание пальцев рук. Из анам­неза вывялено, что заболевание возникло после тяжелой психической травмы. Объективно установлено: щитовидная железе увеличена, пуче­глазие, тахикардия, субфебрильная температура, повышение основного обмена. При гипер- и гипофункций щитовидной железы наблюдаются описанные изменения? Объяснить патогенез этих изменений.

Задача № 4. К врачу обратилась женщина по поводу задержки в пси­хическом и физическом развитии ее ребенка (возраст ребенка- 1,5 года). Объективно установлено: нарушение пропорций тела (укорочение конеч­ностей по сравнению с туловищем), кривые ноги, кисти рук широкие, ко­роткопалые. Лицо широкое с низким лбом, глазные впадины глубокие, глаза широко расставлены, веки тяжелые, припухшие. Кожа на ощупь утолщена, сухая. Волосы на голове редкие, ломкие. Ногти толстые, лом­кие, хрупкие. Щитовидная железа незначительно увеличена. Ребенок ве­дет себя пассивно. Он сонный, малоподвижный, не проявляет интереса к окружающим. Отмечается задержка развития речи. Какое заболевание у ребенка? При гипер- или гипофункции щитовидной железы оно наблюда­ется? Объяснить патогенез задержки развития ребенка. Какое лечение не­обходимо назначить.

 

 

Г. Алгоритм выполнения заданий и освоения практическими навы­ками и умениями.

Опыт № 1. Изучение последствий гипофизэктомии у лягушки.

Наркотизированную лягушку фиксируют животом кверху булав­ками на дощечке. Пинцетом захватывают слизистую, выстилающую ос­нование черепа, рассекают ее ножницами по средней линии и разводят в стороны. В результате обнажается покровная клиновидная кость, по форме напоминающая крест с четырьмя отростками. Ориентиром слу­жит перекрест зрительных нервов, который располагается над промежу­точным мозгом. Рассекают клиновидную кость по краям, удаляют ее и гипофиз, зарисовывают схему опыта. Делают выводы о механизмах из­менений в организме после удаления гипофиза.

Опыт № 2. Изучение некоторых общих проявлений эксперименталь­ного гипер- и гипотиреоза.

В опыт берут 3 крыс (кроликов) контрольную с экспериментальным гипер- и гипотиреозом. Изучают их двигательную активность, измеряют ректальную температуру, подсчитывают число дыханий и сердцебиений в 1 минуту. Результаты сравнивают и заносят в протоколы. Объясняют резуль­таты изменений.

Примечание:

1. Гипертиреоз вызывается у животных при добавлении в пищу в тече­ние недели тиреоидина в расчете 1 г./кг. массы.

2. Гипотиреоз моделируется посредством добавления в пищу метилгиоурацила – 0,3 г./кг. массы.

Опыт № 3. Изучение резистентности к гипертермии животных с экспериментальным гипер- и гипотиреозом.

Три животных (интактное, с гипер- и гипотиреозом) после измере­ний, указанных в опыте № 1 показателей, помещают в термостат при температуре 45°С. Через 10, 20, 30 минут пребывания крыс (кроликов) в тер­мостате определяют изучаемые показатели. Строят графики зависимости животных от времени пребывания их в термостате и изменения при этом частоты сердечных сокращений и дыханий.

Делают вывод об устойчиво­сти экспериментальных животных к перегреванию. Объясняют механиз­мы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: