III. Источники информации

А. Обязательная литература:

1. Патологическая физиология. Редакторы: А.Д. Адо. – М.: 2001. – С. 48-50.

2. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць. – Киев. – 1996. – С. 546-561,566-576.

3. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. -1997. – С. 327-335, 593-639.

4. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 315 – 345.

5. Патологическая физиология. Под ред. А.Д. Адо. – М.: 2001. – С. 390-398.

6. Патологическая физиология. Редакторы: Н.Н. Зайко, Ю.В. Быць. – Киев. – 1996. – С. 561-566, 571-573.

7. Патологическая физиология. Редактор: П.Ф. Литвицкий. –1997. – С.639-670.

8. Патологическая физиология/Под ред. П. Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР – МЕД, 2002. –т. II. - С. 345 – 386.

Б. Дополнительная литература:

1. С.М. Лейтес, П.И. Лаптева, Очерки по патофизиологии обмена ве­ществ и эндокринной систем. – М., 1967.

2. Ганс Селье. На уровне целого организма. – М., 1972.

3. Руководство по патологической физиологии. – М., 1966. – Т. 4 – С. 219-279.

4. С.М. Лейтес, П.И. Лаптева. Очерки по патофизиологии обмена ве­ществ и эндокринной систем. М., 1967.

 

Тема № 11. Патофизиология нервной системы.

 

I. Цели занятия

А. Общая цель, мотивация изучения темы.

Уметь объяснить этиологию, патогенез и основные проявления нейрогенных нарушений двигательных функций для применения полу­ченных знаний при изучении неврологических расстройств в условиях клиники.

 

Б. Конкретные цели занятия.

Знать:

1. Причины нейрогенных расстройств движений.

2. Расстройства движений при поражениях центрального и пе­риферического двигательных нейронов.

3. Нарушения движения при поражениях экстрапирамидной системы.

4. Расстройства движений при поражениях мозжечка.

5. Характеристику кортиковисцерального патогенеза заболеваний.

6. Этиологию, патогенез проявлений неврозов.

7. Роль охранительного торможения и патологии.

Уметь:

1. Определить время рефлекса.

2. Воспроизвести в эксперименте и объяснить механизмы расстройств движений при повреждении различных отделов нервной системы.

3. Делать внутрибрюшные инъекции.

4. Выяснить влияние охранительного торможения на развитие камфорной эпилепсии.

 

II. Ориентировочная основа действий

А. Исходный уровень знаний, умений.

1. Анатомия и физиология нервной системы (кафедра анатомии человека и нормальной физиологии).

2. Определение времени рефлекса по методу Тюрка (кафедра нормальной физиологии).

 

Б. Программа самостоятельной теоретической подготовки сту­дентов.

Учебные задания

Изучить:

1. Причины нейрогенных расстройств движений.

2. Нарушения движения при поражении центрального и пе­риферического двигательных нейронов.

3. Нарушения движений при поражении экстрапирамидной системы.

4. Расстройства движений при нарушениях функций мозжечка.

5. Нарушения трофической функции нервной системы.

6. Патогенез кортиковисцеральных заболеваний.

7. Экспериментальные неврозы.

8. Роль охранительного торможения в патологии.

 

Учебные вопросы для контроля:

1. Денервационный синдром: признаки и закономерности.

2. Деафферентационный синдром: механизмы возникновения и по­следствия.

3. Спинальный шок: этиология, патогенез, проявления.

4. Расстройства нервной трофики тканей и органов: патогенез и прояв­ления.

5. Нарушения вегетативной нервной системы: этиология, патогенез и принципы терапии.

6. Гипокинезии: определение, классификации, этиология, патогенез и признаки.

7. Гиперкинезии: определение, классификации, этиология, патогенез и признаки.

8. Характеристика типовых форм расстройств чувствительности.

9. Источники и механизмы формирования боли.

10. Классификация и механизмы возникновения патологии высшей нервной деятельности.

 

В. Задачи:

Задача № 1. После кровоизлияния в мозг у больного развилось спа­стическое сокращение мышц левой руки и левой ноги. Тонус мышц этих конечностей повышен, их спинальные рефлексы резко повышены, рас­ширены зоны, из которых вызываются эти рефлексы. Активные и пас­сивные движения конечностей невозможны. Атрофии, облысения кожи нет. Положителен рефлекс Бабинского. Центральный или перифериче­ский паралич (парез) у больного. При поражении каких мозговых струк­тур он возникает? Какие механизмы развития признаков паралича (паре­зов)?

Задача № 2. После травматического повреждения седалищного нер­ва в нижней трети бедра у больного развился паралич (парез) мышц го­лени и стопы. В них отсутствует тонус, произвольные и рефлекторные движения. Пассивные движения в голеностопном суставе возможны. Наблюдаются атрофия мышц, дистрофические изменения кожи. Исчез­ли сухожильные и кожные рефлексы. Центральный или периферический паралич (парез) у больного? Какие механизмы развития признаков пара­лича (пареза)?

 

Г. Алгоритм выполнения задания и овладения практическими навы­ками и умениями.

Опыт № 1. Изучение двигательных спинномозговых рефлексов у спинальной лягушки.

Берут лягушку и трижды определяют у нее время двигательного рефлекса на раздражение лапки 0,5% раствором серной кислоты. После каждого определения лапку промывают водой. Полученная средняя величина берется за исходное значение времени рефлекса. Производят декапитацию лягушки между продолговатым и спинным мозгом. Спустя 10 минут повторно определяют механизмы гиперреф­лексии у спинальной лягушки.

Опыт № 2. Получение проявлений судорожного состояния, вы­званного коразолом.

Берут интактную и спинальную лягушку. Вводят им в спинной лимфатический мешок по 0,3 мл. 10% раствора коразола и через 10 минут исследуют состояние обеих лягушек и их двигательные реакции на тактильные раздражения разных участков тела. Наблюдают разви­тие судорог. Объясняют механизмы их возникновения.

Опыт № 3. Влияние повреждения периферического нерва на двига­тельные спинномозговые рефлексы.

У лягушки, использованной в предыдущем опыте, в нижней трети бедра отпрепаровывают и перерезают седалищный нерв. Определяют время рефлекса на раздражение лапки серной кислотой. Спинномоз­говые двигательные рефлексы отсутствуют. Модель какого паралича воспроизводится в опыте? Объяснить механизмы расстройств движений.

Опыт № 4. Влияние мединалового наркоза на развитие камфрной эпилепсии.

Взвешивают мышь, отмечают поведение, координированность движе­ний, сосчитывают число дыханий в минуту. Вводят ей под кожу 3% раствор медиала 1,5 мл. на 100 г. Через 10 минут после введения мединала мышь засы­пает. Ей и контрольной (которой мединал не вводили) в брюшную полость вводят 20% масляный раствор камфары из расчета 25 мл. на 100 г. массы. Следят за изменениями поведения дыхания координированности движений и развитием судорог у опытной и контрольной мышей. При этом отмечают, что у контрольной мыши вскоре развиваются судороги, от которых она погибает. У опытной они и вовсе не развиваются, или бывают менее выраженными, объясняют механизмы торможения судо­рог мединалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: