Методы профориентационной работы

Профпросвещение - сообщение сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях. В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Профконсультирование — это сис­тема оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

В содержании профконсультационной беседы выделяют аспекты:

- психолого-педагогический;

- медицинский;

- информационно-ознакомительный;

- справочно-информационный.

Психолого-педагогический аспект имеет своей целью оказание помощи в осознании себя активными участниками общественно-трудавой деятельности.

Медицинский аспект определяет физичес­кую пригодность человека к избираемой профессии в соответ­ствии с состоянием его здоровья, а также физиологическими осо­бенностями организма.

Информационно-ознакомительный аспект беседы направлен на расширение представлений о различных видах профес­сиональной деятельности.

Справочно-информационный аспект беседы связан с конкрет­ными сведениями о возможности получения специального обра­зования, трудоустройства (об учебном заведении, его местополо­жении, продолжительности обучения, о требованиях к учащимся, о возможности трудоустройства, перспективах квалификационно­го и должностного роста).

Профдиагностика

Подбор методов диагностики должен опираться на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. скорости, темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов). Соответственно, в каждом индивидуальном случае углубленное психодиагностическое обследование должно вестись более прицельно, исходя из понимания его проблем и из полученных на предыдущих этапах профконсультации результатов.

Диагностика проводится обычно с помощью психологических методик, позволяющих определить:

- ценностные ориентации и установки;

- ближайшие и перспективные жизненные планы и профессио­нальные намерения;

- уровень сформированности представлений о профессиях;

- уровень развития самооценки;

- способности, склонности и интересы;

- уровень развития профессиональной мотивации;

- личностные особенности;

- реальные жизненные условия (семейные отношения, здоро­вье, материальное обеспечение и пр.).

 

13. Самоанализ и самооценка в решении проблем профессионального самоутверждения

Анализ и оценка собственной деятельности как процесс осмысления опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Процесс самоанализа и самооценки опирается на логической прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ и оценка собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличия развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Процесс осознания самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки..

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет человеку определять противоречия.

С помощью самодиагностики человек сам выстраивает информационные потоки, определяет круг профессиональных проблем, выделяет главные, ориентируясь при этом на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования. Иными словами самодиагностика рассматривается как инструмент по выявлению и установлению причинно-следственных связей.

На основании самодиагностики происходит осмысление затруднений. Низкий уровень осмысления характеризуется слабой осознанностью, средний — осознанием результатов деятельности, высокий уровень - предвидением возможных последствий принимаемых решений, установлением причинно-следственных связей.

Конечным пунктом самоанализа является оценка. Низкий уровень сформированности оценки подразумевает слабо развитые навыки в оценке себя как профессионала, средний уровень характеризуется комбинированием ранее используемых методов и нахождением причин возникновения трудностей, высокий уровень сформированности оценки включает критическую оценку профессиональных проблем и умения прогнозировать результаты своего труда.

Согласно характеристикам и критериям оценки выделены следующие уровни сформированности самоанализа: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный).

14. Психологическая суть профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально- экономических условий.

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Модель профессионального самоопределения по Н.С. Пряжниколву

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.

4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

Пути профессионального самоопределения обусловлены формами и методами профориентационной работы с учащимися, которые могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Это могут быть:

1) курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора;

2) работу с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где в более интимной ситуации обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

3) индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.

15. Целеполагание как основа деятельности

Целеполагание в деятельности рассматривается в теории А.Н. Леонтьева. Основными составляющими деятельности являются действия, которые понимаются как процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут. То есть целью является представление о результате.

Выделение цели происходит при субъективном представлении результата, цели могут быть частными и общими.

Говоря о процессе целеобразования, А.Н. Леонтьев выделяет следующие моменты:

1) цели даны в объективных обстоятельствах и их выделение и осознание связано с их апробированием действием;

2) цель объективно существует в некоторой предметной ситуации, и действие не может абстрагироваться от нее, т.к. отвечает цели.

Чтобы выделить и осознать цель надо начать действовать, а затем конкретизировать полученную цель и выделить условия ее достижения.

Основными этапами процесса целеполагания являются:

I. Этап постановки целей.

II. Этап определения планов для достижения поставленных целей.

III. Этап оценки полученных результатов.

IV. Этап корректировки.

На первом этапе должно быть сформировано четкое представление о том, что должна представлять собой цель, то есть представление о результате. Поставленная цель определяет собой особенности плана для ее достижения – цель должна быть адекватна планам ее достижения. Определение плана для достижения цели включает в себя следующие основные моменты:

- определение ресурсов, которые есть для достижения цели и которые необходимо приобрести;

- определение средств для достижения необходимых ресурсов и средств для достижения цели;

- распределение и соотнесение в будущем целей, ресурсов и средств для их достижения.

При определении каждого из основных моментов построения плана достижения цели необходимо его соотнесение с самой целью, то есть с представлением о конечном результате.

После того, как цель и план ее достижения определены и начинается сам процесс достижения поставленной цели по определенному плану, в процессе достижения происходит оценка промежуточных и конечных результатов – насколько они соответствуют самой цели и плану ее достижения. То есть на этом этапе происходит соотнесение полученных результатов с поставленной целью и планом. Если полученный результат соответствует поставленной цели, то это может служить стимулом для постановки новой цели, а если не соответствует, то происходит корректировка плана или самой цели.

Если в процессе целеполагания присутствуют все четыре этапа целеполагания и происходит постоянное соотнесение одного этапа с другим, в результате цель достигается, то такое целеполагание можно назвать сформированным. Сформированность процесса целеполагания означает, что целеполагание может использоваться человеком как средство для постановки и достижения поставленных целей.

 

16. Принципы целеполагания (постановки цели)

Цель и принятое решение не тождественные понятия, но в хорошо сформулированной цели, в ее содержании закладываются варианты и логические принципы решения проблемы.

Принципы целеполагания:

1. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации.

2. Определение целей других лиц и организаций, на которых направляется воздействие.

3. Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которых оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач.

4. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться, по сути, средством достижения других более отдаленных или побочных целей. Поэтому если побочные непредвиденные результаты не учитываются возможные, то это может само по себе иметь серьезные последствия.

5. Определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления.

6. Выявление управляемых и неуправляемых, переменных проблемной ситуации. Большинство людей подходит к решению проблем со своими уже сложившимися представлениями о влияющих на них факторах. Это представление обусловлено образованием, жизненным опытом и информированностью. Консервативные лишают творческого подхода к постановке и решению проблемы.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие – нет.

Если переменные проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то человеку опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом целеполагания является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей.

Это способ формирования структуры целей обеспечивает взаимосвязь множества целей разного содержания, их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель определяет направление действия. Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели - средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные в свою очередь расчленяются на более частные.

Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основным принципом формирования структуры целей различного уровня и содержания должны быть согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью - основное правило целеполагания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: