Краткая характеристика ключевых законов этики К. С. Станиславского

 

    Придется начать с напоминания о том, какое место в системе Станиславского занимает этика. Рассматривая творчество К. С. Станиславского ИНИЦИАЛЫ НЕЛЬЗЯ ОТРЫВАТЬ ОТ ФАМИЛИИ и знакомясь с его работами, мы можем встретить такое утверждение, что самое главное в эго системе и учении о театре является именно этика и этические требования к работникам. Это нужно сделать потому, что слишком примелькались слова об этических принципах Станиславского. И слишком часто они произносятся <вообще> ЧТО ЭТО ЗА СИМВОЛЫ ОБРАМЛЯЮТ СЛОВО??? ЕСЛИ ЭТО КОВЫЧКИ, ТО ОНИ ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ ИНАЧЕ: «», вне непосредственных связей с повседневной творческой работой. Этика усилиями некоторых деятелей театра превратилась в некий <миф>, в который если и верить, то не обязательно руководствоваться им. Те, кто не склонен придавать этическим принципам системы Станиславского сколько-нибудь важное значение, забывают об ее исторических предпосылках. Станиславский, обращаясь к этическим нормам, выступает не в качестве оригинала и беспочвенного фантазера, а стремится честно и последовательно продолжить традиции передового русского демократического искусства.            

Станиславский как художник сложился, опираясь прежде всего на величайшие традиции реализма XIX века в русском искусстве и литературе, и явился продолжателем этих традиций в новых исторических условиях. Поэтому его реформы в области театрального искусства приобрели всеобщее значение и в обогащенном виде, в новом качестве органически вошли в социалистическую художественную культуру. Если мы обратимся к творчеству К. С. Станиславского, то направленность его художественных, эстетических устремлений представляется совершенно ясной: он был последовательным и убежденным реалистом, и целью его жизни было дальнейшее развитие и углубление принципов реализма в искусстве.

Реалистическое направление в театре, призванное выполнять высокие цели искусства, и прежде всего его общественное назначение, Станиславский позднее определил как <школу переживания>. Сложный процесс творчества артиста и создание им сценического образа получает впоследствии свое обоснование в знаменитой системе Станиславского, которая сама пройдет несколько стадий развития. Однако и в 90-е годы прошлого столетия сущность искусства переживания была Станиславскому вполне ясна. Он уже тогда искал практические пути к достижению искусства переживания на сцене.

Сейчас нам важно выяснить эстетический смысл искусства переживания, как его определял в то время Станиславский. Искусство переживания в театре обращено к жизни, и только к жизни. Оно черпает весь материал для художественных обобщений исключительно из самой действительности. Другого источника для него не существует. В этом глубочайший реализм искусства переживания.

   Не менее важная его особенность - неограниченность сферы его действия. Каждый человек, каждое прекрасное, обыденное или безобразное явление жизни может стать предметом творчества, если служит большой, благородной идее. Определяя границы и характер действия таланта артиста, Станиславский записал: «Талант должен быть эластичен, то есть чуток к художественной красоте. Художественно то, что облагораживает и возвышает самого артиста и присутствующих при его творчестве зрителей. Напротив: все, что потакает мелким чувствам человека или его похоти - нехудожественно. И в этом случае не следует бояться реализма и правды, чтоб не впасть в обратную крайность. Мещанская щепетильность не вяжется со смелостью таланта, а узкий и прямолинейный кодекс приличия и нравственности не отвечает свободному и широкому размаху таланта» [ССЫЛКА].

    В этих словах ясно ощущается, как Станиславский, становясь на путь искусства переживания, необычайно расширяет возможности сценического творчества, столь суженные и обедненные в старом Teaтре.

   Речь шла о новом этапе развития сценического реализма, коль скоро он может обладать беспредельным жизненным содержанием и неисчерпаемыми возможностями выразительных средств. Рамки реалистического искусства раздвигаются, расширяются, что составляет одну из основных целей искусства переживание. Это не было утверждением специфического, узкого направления в искусстве театра, а выработкой новых, более высоких принципов реалистического творчества в нем. Предметом сценического творчества должны стать важные явления жизни, которые выражают существенные процессы ее развития и способны вызвать живой отклик у зрителя, обогатить его духовно. Необходимо было переосмыслить все виды и жанры театра в свете принципов искусства переживания и разработать для них другую технологию. Это было постоянной заботой Станиславского, и многое ему удалось сделать в этом направлении, даже проникнуть в сферу музыкального театра и оставить там заметный след. Немало осталось и нерешенных проблем. Однако важно подчеркнуть направленность исканий Станиславского.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: