Краткая характеристика театральной этики

НАЗВАНИЕ КУРСОВОЙ

курсовая работа по специализации

8.020201«Театральное искусство»

Выполнила:

Студентка 2 курса, группы 1-М

ФАМИЛИЯ ИМЯ ОТЧЕСТВО

 

Научный руководитель:

заслуженный деятель искусств Украины, профессор, заведующий кафедры режиссуры  Гордеев С. И.

 

Харьков

2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

 

Раздел І. Этика - основное понятие чего????

1.1. Этика – определение понятия, его история………………………

1.2. Краткая характеристика театральной этики ……………..

1.3. Проблема нравственного воспитания в театральной школе.……….

1.4. Выводы к разделу І…………………………………………………..

 

Раздел ІІ. Этика К. С. Станиславского в театральных вузах.

2.1. Краткая характеристика ключевых законов этики К. С. Станиславского.

2.2. Основные разделы этики, их применение в творческой жизни…….

2.3. Театр начинается с вешалки……………..

2.4. Артистическая этика в творческом коллективе…………………

2.5. Выводы к разделу ІІ……………………..

 

Заключение

Список литературы

 

Введение

В курсовой работе мы не пишем от собственного имени: темой курсовой работы является… и т.д.

      Для своей курсовой роботы я выбрала тему «Этика Станиславского».

Я считаю, что эта тема всегда будет актуальной для театрального мира, а так же для людей других сфер деятельности. Сегодня люди стали все чаще забывать о морали и этическом поведении. В наше время, особенно у молодого поколения, прогрессирует невоспитанность, хамство и эгоизм. Я считаю, что каждый человек должен себя воспитывать прежде всего духовно для того чтобы окружающим было приятно с ним рядом находиться, общаться, работать и жить. Я думаю, что если каждый человек приложит не много усилия к своему воспитанию, то другим не нужно будет прикладывать усердие, для того чтоб мириться с плохим поведение и отношением к себе.

   Что касается людей театрального искусства, то все же этические требования к театру должным образом еще не осмыслены и в практике театральной работы в полной мере не учитываются. Вот почему необходимо вернуться к этим, казалось бы, неоспоримым положениям, определить место и значение этических норм в учении Станиславского о театре.        

Так же я считаю, что именно не придерживание этических норм в театре мешает полноценной работе и развитию современного театрального искусства

Курсовая работа включает в себя…

Цель курсовой работы - …

Соответственно цели, определены задачи курсовой работы:

-

-

-

-

Раздел І. Этика - основное понятие чего????

Этика – определение понятия, его история.

Э́тика — (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. ГДЕ ССЫЛКА????

 

Оформляется ссылка так: [1, с. 15], где 1 – номер источника в списке литературы, 15 – страница, с которой взята цитата.

 

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы. Впервые он был употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, так как она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

  Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция.

   Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.

  Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения…

 

ЭТОГО ОООООЧЕНЬ МАЛО ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Краткая характеристика театральной этики.

Этика - наука, относящаяся к философским. К. С. Станиславский ввел этот термин в систему понятий театрального искусства. В «Заметках об артистической этике и дисциплине» он писал: «Конечно, артист должен как член общества подчиняться всем этическим законам, принятым в этом обществе. Но помимо общих устоев нравственности, есть ещё артистическая этика» [ССЫЛКА]. И далее: это «узкопрофессиональная этика сценических деятелей».

Многие из тех, кто писал о системе Станиславского, его взглядах на театральное искусство, не забывали напоминать своим читателям мысли Станиславского о дисциплине в театре и моральном облике актера. Некоторые высказывания великого учителя сцены стали настолько популярными, что их знают наизусть актеры и режиссеры.

  Основы профессиональной этики сценических деятелей те же, что и общественной этики, но она приспособлена к условиям театрального искусства. А условия эти разнообразны и сложны. Главное среди них - коллективность работы в театре. Театральная этика, затрагивающая прежде всего нравственные основы профессии, не допускает скептического отношения к трудовой дисциплине как к ничтожной, школьной выдумке. Пренебрежение ею приводит к уничтожению самых высоких творческих помыслов и намерений. «Опоздание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредны для дела и должны быть искореняемы... Железная дисциплина. Она необходима при всяком коллективном творчестве... Еще большего порядка, организации и дисциплины требует внутренняя, творческая сторона. В этой тонкой, сложной щепетильной области работа должна протекать по всем строгим законам нашей душевной и органической природы» [ССЫЛКА], — предупреждал Станиславский. «Этический устав» помогает создавать условия для продуктивной работы. Если принять во внимание, что всё «происходит в очень тяжелых условиях публичного творчества, в обстановке сложной, громоздкой закулисной работы, то станет ясно, что требования к общей, внешней и духовной дисциплине намного повышаются. Без этого не удастся провести на сцене всех требований «системы». Они будут разбиваться о непобедимые внешние условия, уничтожающие правильное сценическое самочувствие творящих на сцене».

  Спектакль создают драматург, режиссёр, артисты, художники, музыканты, гримеры, костюмеры и люди многих других профессий. Этика нужна, чтобы урегулировать работу многих самостоятельных творцов в процессе подготовки и выпуска спектакля. Для этого необходимы нравственные правила, создающие уважение к чужому творчеству и атмосферу общей работы. Требования, которые этика театра предъявляет к сценическим деятелям, частью - чисто художественного характера, частью - профессионального или ремесленного. Если говорить о художественных требованиях, их, конечно, очень много, но прежде всего следует упомянуть, что задачей артистической этики является устранение причин, влияющих на охлаждение чувств, страстности, и препятствий, мешающих деятельности творческого таланта, увлечению и стремлению творческой воли каждого из коллективных творцов. Как правило, эти препятствия создают своим поведением сами сценические деятели из-за непонимания физиологии творчества, непонимания задач искусства, а то и просто из эгоизма. Сюда можно отнести и шутки по поводу готовящегося спектакля, остроты в адрес отдельных исполнителей и многое другое. Нарушает коллективное творчество, задерживает работу всех инертность некоторых исполнителей. Причем эта инертность или апатия в работе заразительны. Они могут развиваться с необыкновенной быстротой, разрушая общую работу и отдаляя коллектив от результата. Наоборот, каждый росток творческого желания у каждого из коллективных творцов должен быть поддержан всеми и оберегаться всеми для общей пользы. Коллективность творчества, основанная на сочетании в единое целое усилий всех участвующих в создании произведения искусства, требует препятствовать всякой задержке общей работы по любой причине. Всякая приостановка работы и стремление к личной пользе в ущерб общему делу должны считаться противоречащими артистической этике. Внезапно возникшая у того или иного актера или режиссёра известность, иногда не соответствующая истинным достижениям, необычные условия работы в театре, особенно у артистов, и другие нелицеприятные стороны театрального дела толкают артиста, режиссера по опасному пути соблазнов, что может оказаться губительным для них как для творцов и как людей вообще.

Артистическая этика, ее требования помогают творцу удачно пройти искушения и очиститься от них, оставив себя в пределах чистого искусства. Кроме требований художественного характера, есть ряд чисто профессиональных требований артистической этики для работающих в театре, ибо условия работы в нем отличаются от условий на всяком другом производстве, а театр - это тоже производство. Связаны эти требования с тем, что спектакль должен начаться при любых обстоятельствах в точно назначенное время. Поэтому приход на спектакль и на репетицию вовремя есть условие творческое - не нарушать атмосферу работы, но и организационное, ведь зритель купил билет на этот спектакль, на это время, иногда именно на этого актёра. Знание текста - одно из условий театральной этики, ибо путающийся в тексте актер мешает и своим партнерам, и зрителю.

Говоря об артистической этике, особо надо отметить необходимость определенных отношений между актёром и режиссёром. Как необходимо строгое подчинение администрации по всем вопросам театрального производства, также необходимо сознательное, для своего же успеха, подчинение воле режиссёра и других художественных руководителей спектакля. Они управляют иногда сотнями лиц, работающими над пьесой. Поэтому важно, как писал К. С. Станиславский, «чтоб каждый сознавал это, подчинялся, поддерживал авторитет художественной власти. Оркестр только тогда может стройно играть, когда он беспрекословно подчиняется мановению палочки капельмейстера». Заканчивает Константин Сергеевич свои «Заметки об этике» следующими словами: «Имея дело с человеческим талантом, и человеческими чистыми стремлениями, и с нервами человека, надо обращаться с ними осторожно» [ССЫЛКА]. В этом, пожалуй, суть артистической этики.

Темы этики в театре и творчестве артиста сопутствуют буквально каждому шагу жизни в искусстве великого реформатора сцены. Нет ни одного литературного начинания Станиславского, а их было немало, где бы так или иначе не затрагивалась этическая сторона сценического творчества.

Возвращаясь еще и еще раз к этическим проблемам, Станиславский стремится прежде всего для самого себя осознать внутреннюю необходимую связь этического и эстетического. При этом для него становится все более очевидным, что этическое начало должно пронизывать все сценическое творчество, всю жизнь театра.

Убедительный материал в этом отношении дают записные книжки Станиславского, которые он вел в течение почти всей жизни. Среди многочисленных деловых и бытовых заметок встречаются мысли о сущности театрального творчества, о драматургии, о природе актерского самочувствия, о режиссере и его месте в театре и т. п.

Таким образом, в само понятие передового театрального искусства, отвечающего высоким общественным и эстетическим требованиям, Станиславский включает этику как решающее условие жизни и развития искусства.

В оценке творчества артиста Станиславский уже в то время также исходил из этических требований. Весьма выразительна одна его запись в упомянутой записной книжке: «Одни актеры и актрисы любят сцену и искусство, как рыба любит воду, они оживают в атмосфере искусства, другие любят не самое искусство, а карьеру актера, успех, они оживают в атмосфере кулис. Первые - прекрасны, вторые – отвратительны» [ССЫЛКА].

В этих немногих словах метко очерчены облик актера-творца и актера-ремесленника. Воспитание первых Станиславский считал главной своей целью, а со вторыми вел всю жизнь непримиримую борьбу. Оружие этики было, без преувеличения, главным в этой борьбе. Забота о соблюдении этических норм (от малого до значительного) в созданном К. С. Станиславским Художественном театре являлась для него самой насущной, о которой он постоянно помнил.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: