Функциональные особенности тканей зуба

Кафедра нормальной физиологии

 

ВОПРОСЫ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ  ФИЗИОЛОГИИ

(учебное пособие для студентов)

 

 

Новосибирск 2013


УДК 612.1(072)

Печатается по постановлению ЦМК  по физиологии от 10.04.2013. протокол №5

Вопросы стоматологической физиологии. Учебное пособие. Новосибирск. Новосибирский Государствен­ный медицинский университет, 2013.   67 –с.

Составление настоящего учебного пособия вызвано необходимостью внесения элементов профилизации в преподавание нормальной физиологии на стоматологическом факультете медицин­ского вуза. Данное пособие представляет пятое издание так называемых "профильных" для стоматологии вопросов физиологии человека и включает в себя рассмотрение вопросов физиологии тканей и органов челюстно-лицевой области: зубов, пародонта, слюнных желёз, особенности кровообращения в этих органах и влияние гормонов на их морфофункциональное  состояние.  Данное издание дополнено вопросами физиологии вкуса и болевой сенсорной системы. В издание включён список  профильных вопросов, вхо­дящих в экзаменационные билеты для студентов стоматологического факультета. Пособие составлено в соответствии с учебной програм­мой по нормальной физиологии и предназначено для студентов вто­рого курса стоматологического, лечебного и педиатрического факуль­тетов, а также для начинающих преподавателей.

 

               ISBN 5-85979-025-2

Авторы-составители:  Перехвальская Т.В., к.м.н., доцент

                             Пиковская Н.Б., д.б.н. профессор кафедры нормальной физиологии

Под редакцией зав. кафедрой нормальной физиологии,

д.м.н., проф. Куликова В.Ю.

Рецензенты: Д.м.н. профессор кафедры патологической

физиологии и клинической патофизиологии Е.Н. Самсонова

 

 

©


Предисловие

 

    Данное пособие мы назвали "Вопросы стоматологической физио­логии". Следует, однако, сказать, что по нашему глубокому убежде­нию никакой особой, стоматологической физиологии (как и физиоло­гии терапевтической, хирургической, акушерско-гинекологической и т.д.) на 2 курсе мединститута существовать не может, а есть одна базовая, единая для всех будущих врачей, дисциплина - физиология человека.   Выпускник медицин­ского высшего учебного заведения любой специальности должен иметь представление обо всех важнейших функциях организма, его систем и органов, должен сформировать синтетический взгляд на организм как на единое целое, в ко­тором нет независимо друг от друга существующих частей, органов, тканей, систем. Классическое медицинское образование исходит именно из этого фундаментального представления. Это в полной мере касается и студентов-стоматологов. Для того, чтобы грамотно работать в своей профессии, им тоже нужно получать классическое медицинское образование в полном объёме. Не исключено, однако, что в требованиях стоматологов-клиницистов дать студентам имен­но стоматологическую физиологию, скрыт истинный запрос. Дело в том, что традиционный курс физиологии человека является в значи­тельной мере аналитическим; мы преподаём физиологию отдельных систем (кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), недостаточ­но занимаясь их взаимодействием и интеграцией в физиологию целостного организма. Эта незавершённость курса, выраженная в от­сутствии синтеза, проявляется, в частности, в запросе врачей на т. наз. "клиническую" физиологию. По нашему мнению, клиническая физиология - это и есть синтетическое рассмотрение нормальных функций в гармоничном сочетании с биохимическими, фармакологи­ческими и др. аспектами, переходящее в патофизиологический син­тез (который эта наука давно осуществляет). Вероятно, именно о та­кого типа "клинической стоматологической физиологии" размышляют стоматологи. Но ведь этот раздел просто не существует, его ещё на­до создавать. Экспериментально-клиническая разработка этой об­ласти требует совместного труда физиологов, патофизиологов и стоматологов.

Заканчивая предисловие, следует сказать, что данное посо­бие в том виде, в котором его предполагается развить дальше, мы рассматриваем всё же не как стоматологическую физиологию, а как обобщённое и сведённое в одном месте изложение тех разделов физиологии человека, которые особенно близки к профессии стома­тологов.





ФУНКЦИИ ПОЛОСТИ РТА.

Полость рта является первым отделом системы пищеварения человека. Цель этой системы состоит в превращении белков, жиров и углеводов, интегрально представленных в традиционных продуктах питания, в форму, доступную для усвоения клетками, и их всасыва­нии. В жидком виде пища сразу доступна глотанию и ферментатив­ному гидролизу. При этом из процессов, протекающих в полости рта, полностью выпадает акт жевания. Твёрдая пища требует предвари­тельной механической обработки: откусывания, жевания и смачива­ния для обеспечения глотания, но это необходимо ещё и для того, чтобы молекулы пищеварительных ферментов могли получить доступ к соответствующему субстрату и работать на максимально большой поверхности. На стадии жевания требуется чёткое рефлекторное управление взаимодействием всех участников этого процесса: зубов и челюстей, языка, губ, щёк, слюнных желёз. Если акт жевания серь­ёзно нарушен, человек может питаться только жидкой пищей. Таким образом, механическая обработка пищи является первой и важ­нейшей функцией полости рта. Для выполнения этой функции полость рта снабжена органами жевательного аппарата (верхняя и нижняя челюсть с зубными ряда­ми и жевательной мускулатурой) и большими и малыми слюнными железами.

 Помимо основной функции жевания органы ротовой по­лости также обеспечивают защитную функцию: удаление отвергае­мых веществ, нейтрализацию кислых и щелочных продуктов, анти­микробную и антивирусную защиту. В осуществлении защитной функции большую роль играют слизистая оболочка рта и языка,  которые выполняют барьерную функцию. В собственном слое слизистой и миндалинах присутствует большое количество клеточных элементов: макрофагов, нейтрофилов, лимфоцитов, осущёствляющих фагоцитоз бактерий и антигенных белков. Клеточные элементы слизистой син­тезируют в периваскулярное пространство биологически активные вещества: гепарин, гистамин, серотонин, дофамин, которые рас­ширяют капилляры, увеличивают проницаемость их стенки и  спо­собствуют выходу клеточных элементов крови в периваскулярное пространство.

Ротовая полость, а в более узком смысле ротовая жидкость (слюна, жидкость десневых карманов), представляет собой также внешнюю среду для зубов и участвует в процессах их реминерализации. Слизистая оболочка ротовой полости обладает всасываю­щей способностью. Хорошо всасываются аминокислоты, глюкоза, ионы натрия, калия, алкоголь, дистиллированная вода, водные рас­творы пенициллина, фурацилина. Наибольшая проницаемость отме­чается в районе десневой бороздки подъязычной области и дна полости рта. Это свойство используется для введения некоторых лекарственных веществ - валидола, нитроглицерина. Всасываясь из-под языка, они поступают в общий кровоток, минуя печень, что пре­дотвращает их быстрое разрушение и позволяет создать высокую действующую концентрацию в периферическом кровотоке.

Сле­дующая функция может быть названа как сенсорная. Слизистая оболочка ротовой полости и языка снабжена большим количеством различных рецепторов (механо-, хемо-, терморецепторов), благодаря которым происходит анализ свойств пищевых раздражителей, и рефлекторным путем включаются в работу слюнные железы, жева­тельная мускулатура, железы желудка, поджелудочная железа и пе­чень, стимулируется двигательная функция желудочно-кишечного тракта.

Функция речи. Значение полости рта в жизни человека не ис­черпывается причастностью к функции системы пищеварения. Чело­век - это, прежде всего, сознание, а оно функционирует на базе речи. В формировании звуковой речи принимают участие ротовая полость, язык, зубы, щёки, губы и другие органы челюстно-лицевой области. Нарушение речеобразовательной деятельности называется дислалия. Дислалии различаются в зависимости от локализации повреждений органов полости рта и могут быть палатинальные, дентальные, лингвальные и лабиальные.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТКАНЕЙ ЗУБА.

 

Развитие зуба

Зубные зачатки включают три постоянно взаимодействующих компонента:

эмалевый орган, который образуется из многослойного эпителия выстилки полости рта; эмалевый сосочек, образованный мезенхимой, заполняющей полость эмалевого органа;

зубной мешочек, также являющийся производным мезенхимы, конденсирующейся вокруг эмалевого органа.

Взаимодействие клеток эпителия и мезенхимы, их дифференцировка, пролиферация и адгезия - всё это в комплексе ведёт к формированию полноценного зуба.

По окончании морфогенеза твёрдые ткани зуба - эмаль, дентин, бесклеточный цемент на протяжении всей жизни не обновляются. Постоянство внутренней среды этих тканей поддерживается за счёт пульпы зуба, клеточного цемента, периодонтальных волокон и слюны.

 

 

 

Рисунок 1 Строение зуба

Рисунок 2 Источники развития тканей зуба в эмбриогенезе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: