Баллистический гальванометр является электромеханической системой, поскольку движение его рамки определяется как механическими, так и электромагнитными силами, возникающими при взаимодействии тока в рамке с магнитным полем в кольцевом зазоре. Если гальванометр работает в баллистическом режиме, то процессы в нём можно разделить на два последовательных этапа: 1) в короткое время
протекания импульса тока через рамку; 2) после окончания импульса тока. Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Пусть через рамку в течение короткого времени
проходит импульс тока
(рис. 2). Тогда при
сила
, действующая на каждую из двух сторон рамки, находящихся в кольцевом зазоре между магнитом и цилиндром (рис. 3), определяется формулой Ампера
, | (1) |
где
- ток в обмотке рамки,
- число витков обмотки,
- магнитное поле в зазоре,
- длина части рамки, находящейся в зазоре, т.е. длина вертикальной части рамки на рис. 1.

Пара сил
создает вращающий момент на рамку
, | (2) |
где
- части рамки, лежащей на торце цилиндрического сердечника. Поле
в зазоре имеет радикальную структуру, следовательно, силы
, действующие на стороны рамки, перпендикулярны к её плоскости в достаточно широком диапазоне углов поворота рамки. А это значит, что момент этих сил практически не зависит от угла поворота в рабочем диапазоне углов. Формулу (2) с учетом (1) можно записать в виде
, | (3) |
где
- площадь рамки. Проинтегрируем (3) по времени от 0 до
:
, |
где
- заряд, прошедший через рамку за время
. С другой стороны, из уравнения вращения
имеем:
; |
здесь
- момент инерции всей подвижной системы БГ, т.е. рамки со стрелкой (зеркальцем) и грузом. Таким образом, сразу после прохождения по обмотке рамки короткого импульса тока, перенесшего заряд
, рамка приобрела угловую скорость
, пропорциональную этому заряду:
. | (4) |
Однако за короткое время
рамка не успевает заметно сместиться от равновесия, так что действие на рамку кратковременной силы Ампера здесь аналогично удару в механике.
На этом первый этап электромеханического процесса в БГ заканчивается. Дальнейший характер движения рамки при начальной скорости (4) будет определяться действующими на неё силами, а точнее – моментами сил. Определим эти моменты.
Во-первых, при отклонении рамки на угол
от равновесия (рис. 3) нить подвеса скручивается и создает вращающий момент
, | (5) |
где
- коэффициент крутильной упругости нити.
Во-вторых, при движении с угловой скоростью
вся подвижная система БГ испытывает вязкое трение о воздух. Момент сил этого трения пропорционален угловой скорости и направлен против вращения:
, | (6) |
где
- коэффициент вязкого трения о воздух при вращении.
И, наконец, в третьих, при движении рамка испытывает и электромагнитное торможение, которое может быть весьма существенным и определять характер движения рамки после получения ею стартовой угловой скорости
(4). Его природа состоит в следующем.
При вращении рамки с угловой скоростью
в двух её сторонах, движущихся в магнитном поле зазора
, наводится ЭДС индукции
, |
следовательно, в цепи рамки будет индуцирован ток
, |
где
- общее сопротивление цепи рамки БГ. Но на проводник с током в магнитном поле действует сила Ампера, которая препятствует движению проводника, породившему этот ток. В данном случае она препятствует вращению рамки, причем момент этой тормозящей сила Ампера определяется по формуле, аналогичной (3):
. | (7) |
Формула (7) и описывает электромагнитное трение при вращении рамки в магнитном поле. Момент силы этого трения пропорционален угловой скорости рамки и обратно пропорционален полному активному сопротивлению в цепи рамки. При измерениях емкости (разд. 1.4, рис. 6) в цепи БГ установлен конденсатор, разрывающий эту цепь, так что
. В этом случае электромагнитного трения нет и рамка при вращении испытывает только небольшое вязкое трение о воздух. При измерениях взаимной индуктивности
двух катушек (разд. 1.5, рис. 7) в цепи БГ находится вторичная катушка
и некоторое добавочное сопротивление
, так что полное сопротивление цепи БГ
, |
где
- сопротивление рамки БГ,
- внутреннее активное сопротивление катушки
(роль
, как и
, будет показана в разд. 1.5). В этом случае электромагнитное торможение может быть весьма большим.
Таким образом, общее уравнение вращения рамки
, |
где
- момент инерции подвижной системы БГ, после подстановки в него (5), (6) и (7) принимает вид:
. |
Его удобно записывать в стандартной форме уравнения свободных затухающих колебаний:
. | (8) |
Здесь параметр
| (9) |
называется коэффициентом затухания, причем первое его слагаемое определяется трением о воздух, а второе – электромагнитным торможением. Параметр
называется собственной частотой колебаний.
Из теории свободных колебаний известно, что если
, то уравнение (8) описывает колебательный процесс с затуханием, т.е. колебания с экспоненциально убывающей амплитудой. Этот вариант можно наблюдать при измерениях ёмкости, когда цепь БГ разомкнута и
(см. разд. 1.4 и рис. 6). В правой части (9) при этом остаётся лишь первое слагаемое (электромагнитного торможения нет), а так как трение рамки БГ о воздух достаточно мало, то
. В этом случае решение уравнения (8) имеет вид
. | (10) |
График этого процесса показан на рис. 4.
При измерениях взаимной индуктивности катушек (разд. 1.5) общее сопротивление
в цепи БГ, как правило, настолько невелико (несколько кОм), что второе слагаемое в (9) оказывается значительно больше первого, величина
и колебательный процесс (10) вследствие большого электромагнитного торможения вырождается в апериодический
, | (11) |
вид которого показан на рис. 5: рамка после первого отброса медленно возвращается к положению равновесия.

Из формул (10) и (11) видно, что максимальный угол отклонения рамки, обозначенный на рис. 4 и 5 через
, пропорционален начальной скорости
, которая в свою очередь, согласно формуле (4), пропорциональна заряду
, прошедшему через рамку. Этот максимальный угол
называется баллистическим отбросом. Таким образом, баллистический отброс
*). Эту линейную зависимость можно записать в виде
; | (12) |
коэффициент пропорциональности
в этой зависимости называется баллистической постоянной гальванометра. Поскольку баллистический отброс
практически выражается в делениях шкалы БГ, то постоянная
имеет размерность [Кл/дел] и показывает, какой заряд
вызывает смещение стрелки на
деление.
Итак, БГ в баллистическом режиме измеряет заряд, прошедший через рамку при импульсе тока.
Важно отметить, что баллистическая постоянная
существенно зависит от общего сопротивления
в цепи рамки, поэтому все баллистические измерения в некотором цикле опытов проводят при неизменном общем сопротивлении
в цепи БГ.
Линейная зависимость (12) между
и
лежит в основе использования БГ для измерений многих электромагнитных величин, связанных определенным образом с зарядом
. Методы таких измерений основаны на сравнении искомой величины с соответствующей эталонной, т.е. это – методы сравнения. В данной работе БГ используется для измерений ёмкости конденсаторов и взаимной индуктивности катушек.
,
,
,
,
;
.
,
,
,
,
.
,
,
.
.
.
,
;