Коммерческий риск и факторы, его порождающие. Способы определения степени риска: статистический и экспертный

В бизнесе много событий, наступление или ненаступление которых может привести к потерям финансовых средств. Зная о степени риска, коммерсант вынужден быть осторожным при принятии коммерческих решений. Наличие фактора риска заставляет тщательно анализировать закупку сырья и материалов, организацию сбыта продукции, рентабельность производства, продажи, отдельных видов выпускаемой продукции.

 Коммерческий риск – это возможное   понесение  убытков вследствие занятия коммерческой деятельностью. Коммерческий риск возникает как следствие рискованной коммерческой сделки. К основным факторам, порождающим  коммерческий  риск,  следует отнести:

- повышение закупочной цены материальных ресурсов;

- снижение объемов продажи в результате резких колебаний рыночной конъюнктуры, изменения спроса, моды, снижением платежеспособности населения;

- физическая потеря товара, его качественных характеристик в результате хранения, транспортировки;

- повышение расходов на реализацию из-за выплаты штрафов, таможенных пошлин, налогов;

- невыполнение договорных обязательств партнером (например, срыв поставки сырья);

- действия конкурентов;

- непредвиденные стихийные бедствия, неурожаи;

- нечестность  или небрежность служащих.

       Прогнозирование успеха коммерческой операции должно осуществляться с учетом возможных рисков, связанных с реализацией товаров, транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами, нестабильной платежеспособностью покупателей, а также риска от форс-мажорных обстоятельств. Коммерческие риски многообразны. Их можно подразделить на внутренние, связанные с деятельностью конкурентов, клиентов, поставщиков предприятия, и внешние, вызванные изменениями в законодательстве, инфляцией, стихийными бедствиями и др.

Для определения степени риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического метода лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия). Статистический метод относительно точен, но требует значительного объема данных и не учитывает резких изменений в инвестиционной политике предприятия и влияния внешних факторов. Для преодоления этих недостатков используют экспертный метод.

       Оценка вероятности наступления рисков часто проводится методом экспертных оценок. Экспертный метод основан на усреднении экспертных оценок риска. Для этого приглашаются не менее трех экспертов, которые хорошо ознакомлены с решаемыми проблемами. Каждому эксперту отдельно предоставляется перечень рисков и предлагается определить вероятность их наступления.  Эксперты выставляют свои оценки в баллах по каждому выделенному вероятному виду риска.

9. Способы снижения коммерческого риска, страхование коммерческих операций:

Для того, чтобы уменьшить степень вероятного риска и одновременно обеспечить достижение заданных уровней рентабельности можно использовать такие мероприятия:

1) Страхование коммерческого риска.

2) Диверсификация производства – расширение сферы деятельности предприятия, номенклатуры продукции. Например, ОАО «Гомельстекло» кроме традиционного выпуска стекла освоил производство деревянных ящиков и поддонов, алюминиевых рам.

3) Получение дополнительной информации. Развиваются консалтинговые, информационные фирмы, готовые предоставить информацию о деятельности конкурентов, поставщиков, финансовых кругов.

4) Профессиональная разработка хозяйственных договоров по всем рисковым пунктам. Коммерсант должен  определять двустороннюю имущественную ответственность, включать разделы по форс – мажорным обстоятельствам, проводить экономическое обоснование сделки.

5) Образование специального резервного фонда для самострахования за счет части прибыли.

6) Провести поиск партнеров с достаточными финансовыми средствами.

7) Подбор квалифицированных специалистов, повышение квалификации кадров.

8) Использование прогнозов развития рынка, обращение к услугам экспертов, специалистов.

       Практика показывает, что коммерческие риски подлежат страхованию. Страхование связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства в результате разрушительных последствий страховых случаев.

К рискам, которые необходимо страховать, относятся вероятные потери от:

- пожаров и других стихийных бедствий,

- невыполнения договорных обязательств партнерами,

- неправомерных действий конкурентов,

- краж, взломов;

- возможной смерти или болезни исполнителей бизнес-операции.

       Возможны такие виды страхования коммерческого риска: от прямых потерь (убытки от простоя …); от косвенных потерь доходов (перерыв в торговле, упущенная выгода). Для каждого вида бизнеса есть наиболее вероятные риски. Наибольшей популярностью пользуется страхование бизнес-имущества. Офисы, склады, цеха и другие объекты недвижимости страхуются от обычных рисков: пожара, залива водой, стихийных бедствий, кражи, взлома. Кроме страхования имущества предприятия, важно думать о страховании от убытков при возникновении перерыва в коммерческой деятельности. Если, к примеру, случился пожар, то понадобится время для ремонта помещений и возмещения всех прочих потерь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: