Занимается организацией и проведением аукциона аукционный комитет, в состав которого входят: директор, коммерсант, юрисконсульт, эксперт, маркетолог, бухгалтер, аукционист.
Особо важное значение имеет обустройство аукционного зала. Наиболее удобными являются залы в виде амфитеатра, в которых места для участников возвышаются от центра полукругом. Успех аукциона во многом определяется тщательным соблюдением и выполнением следующих стадий:
1. Подготовка аукциона. Владельцам товаров предлагают заполнить бланк предложения. После рассмотрения всех поступивших предложений владельцы оповещаются о его результатах: отказ от участия в аукционе либо приглашение на него. Возможна оценка товаров (например, художественных ценностей), в ходе которой проводится экспертиза и установление стартовой цены.
2. Предаукционная выставка товаров. За 1-2 месяца до начала аукциона в прессе дают объявления с указанием условий, места и времени проведения торгов, количества и ассортимента предлагаемых к продаже товаров. Потенциальным покупателям могут рассылаться рекламные брошюры-проспекты, приглашения. Для осмотра товаров потенциальными покупателями за 7-10 дней до открытия аукциона проводится выставка. В процессе осмотра образцов товаров покупатели отмечают в каталоге понравившиеся им лоты и указывают цену, которую они могли бы уплатить за них. Выпускаются и продаются входные билеты, стоимость которых дифференцирована: наиболее дорогие для непосредственных участников торгов, другие – для зрителей.
3. Аукционные торги. Аукционист располагается за столом на возвышении перед покупателями. Порядковые номера предлагаемых к продаже лотов загораются на табло. Потенциальные покупатели получают сигнальные таблички и располагаются ближе к аукционисту. Аукционист открывает аукцион и дает краткую характеристику товарам, представленным к продаже в этот день. Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает сигнальную табличку, т.е. объявляет цену, превышающую стартовую. Повторяя каждую предложенную покупателями цену, аукционист вызывает их к наддаче до тех пор, пока не останется единственный покупатель, предложивший максимальную цену.
4. Оформление аукционной сделки. После удара молотком ассистенты подходят к
человеку, назвавшему максимальную цену, уточняют время оплаты покупки. Если названное лицо собирается продолжать участвовать в торгах, то ассистент оформляет с ним бланк обязательства по совершению аукционной сделки. Или он может покинуть зал и оформить покупку в соседнем помещении. Покупатель, предложивший окончательную аукционную цену и отказавшийся от оплаты товара, по решению аукциона лишается права дальнейшего участия в торгахи платит штраф в размере, заранее оговоренном в правилах проведения аукциона.
Для оплаты за купленный на аукционе товар бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземплярах.
Понятие и виды бирж, функции товарной биржи. Особенности биржевой торговли в Республике Беларусь.
В соответствии с Законом РБ «О товарных биржах» товарная биржа - юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам.
Различают такие виды бирж:
- товарная,
- товарно-сырьевая,
- фондовая (по продаже акций и ценных бумаг);
- валютная,
- валютно-фондовая.
Товарные и товарно-сырьевые биржи делят на:
- специализированные (биржа нефтепродуктов) и универсальные;
- наличные (продажа реального товара) и фьючерсные (продажа контрактов на товары, которые будут произведены в будущем).
Основные функции товарной биржи:
1) Организующая. Биржа устанавливает связи между продавцом и покупателем.
2) Ценообразующая. Цены складываются в зависимости от спроса и предложения.
3) Страховая. Покупатель застрахован оттого, что ему продадут некачественный товар. Если это произойдет, то биржа из собственных средств возмещает ущерб и взыщет после с виновной стороны.
4) Информационная. Биржа имеет службы, помогающие выяснить цены, складывающиеся на других биржах, на мировых рынках; оказание информационных услуг клиентам.
5) Произведение расчетов и др.
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создана по инициативе государства, первые торги состоялись в июне 2005 года. Постановлением правительства определен перечень товаров, продажа которых может совершаться только через биржу: древесина, пиломатериалы, металлопродукция (все крупные партии товара на сумму от 10 тысяч евро и выше), кожевенное сырье, казеин и др.
Продавцы и покупатели, зарегистрировавшись на БУТБ, получат электронные реквизиты доступа в ее торговую систему через Интернет и будут участвовать в торгах непосредственно из своих офисов. Зарегистрировавшись, к примеру, на год, предприятие может участвовать в торгах хоть каждый день, сократив свои затраты на рекламу и содержание снабженческих служб. Поэтому стоимость регистрации и биржевой сбор полностью окупятся.
Для государства биржевые сделки предпочтительнее потому, что они обеспечивают равный доступ к сырью мелких и крупных организаций, предпринимательских структур, устанавливают единые правила импорта и экспорта упрощают путь движения товара до потребителя. Биржа предоставляет как бы дополнительные услуги по подписанию договоров т и страхует своих клиентов от возможного риска.
Выставочная деятельность организации: основные цели проведения, виды выставок; классификация выставок по цели и частоте проведения, по товарному, отраслевому и территориальному признаку.
Сегодня становится очень важной выставочная продажа, на которой можно получить новейшую информацию о более дешевых и более качественных аналогах товаров, о более перспективных направлениях научной технологии изготовления популярных и необходимых видов продукции.
Цель выставки-продажи – демонстрация, показ и представление с последующей реализацией новых видов продукции, товаров, подготовка новейшей информации и создание условий для установления деловых контактов с потенциальными покупателями.
Предметом деятельности выставки-продажи является оказание услуг по ознакомлению с новыми видами продукции и заключению торговых сделок по ним, а также предоставление коммерческой и научно-технической информации с привлечением ведущих ученых и специалистов.
Выставочные мероприятия можно классифицировать по ряду признаков:
1) По цели проведения: торговые и информационно-ознакомительные.
2) По частоте проведения: периодические, сезонные, ежегодные.
3) По товарному признаку:
- универсальные, на которых реализуются различные виды товаров различных отраслей промышленного и сельскохозяйственного комплекса;
- специализированные, на которых происходит показ определенных видов продукции той или иной отдельной отрасли;
4) По отраслевому признаку: межотраслевые, которые охватывают многоотраслевую продукцию (медицинская, машиностроительная, биохимическая); и отраслевые, на которых представлены товары строго одной отрасли.
5) По территориальному признаку подразделяются на международные, республиканские, региональные, межрегиональные, местные.
В настоящее время в Республике Беларусь достаточно часто проводятся выставки и выставки-ярмарки практически по всем секторам экономики и потребительского рынка Республики Беларусь: промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, химия. Медицина, реклама, туризм и др. Организаторы выставок работают в тесном контакте с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с региональными администрациями. Важную роль в продвижении белорусских товаров на зарубежные рынки и формировании положительного имиджа нашей страны играют национальные выставки Республики Беларусь за рубежом и национальные разделы на иностранных выставках.






