Вопрос 29. Охарактеризуйте стационарную и нестационарную розничную торговую сеть

 

Под торговой сетью понимают торговые объекты, расположенные на определенной территории. По степени мобильности различают:

· стационарная торговая сеть – стационарные торговые объекты на

заглубленном фундаменте и присоединенные к инженерным коммуникациям - магазины, торговые центры, торговые дома;

· нестационарная торговая сеть – нестационарные торговые объекты без 

заглубленного фундамента - мелкорозничные торговые объекты.

Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговый зал. В магазинах предлагается широкий ассортимент, высокий уровень обслуживания, лучше условия труда торговых работников.

Мелкорозничная торговая сеть представлена павильонами, палатками, киосками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли. Павильон – оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал, рассчитанный на 1 или более рабочих мест, и помещение для хранения товаров.

  Палатка (ларек) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на 1 или несколько рабочих мест продавца. Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на 1 рабочее место продавца.

Лоток – переносное приспособление в виде открытого прилавка для осуществления разносной торговли. Торговые автоматы – автоматические устройства, которые используются для продажи штучных товаров, напитков в местах скопления людей. Преимущества: круглосуточный режим работы и установка в любом месте.

Таким образом, мелкорозничная торговая сеть дополняет магазины, заменяет их, организуется на сезон. Ее положительные стороны: не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации; быстро возводится; максимально приближена к покупателям. Недостатки: узость ассортимента;

сложность в хранении товаров; отсутствие удобств для покупателей при выборе товара.

Развозная торговая сеть представлена автомагазинами – автомобиль, оборудованный для развозной торговли. Сегодня в Беларуси насчитывается 9 тысяч отдаленных населенных пунктов, где нет стационарных объектов торговли. Их обслуживают 442 автомагазина, оснащенных холодильниками и изотермическим оборудованием.

Разносная торговая сеть осуществляет продажу товаров с переносных приспособлений (лотков, корзин). Электронная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей Интернет.

Вопрос 30. Охарактеризуйте товарную специализацию магазинов: специализированные, комбинированные, универсальные, смешанные и неспециализированные магазины

 

Специализация розничной торговой сети обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров, способствует росту производительности труда, повышению эффективности использования торговых площадей, возможности комплексного обслуживания населения. Различают два направления специализации: товарная специализация и по потребительским комплексам.

По товарной специализации магазины подразделяются на группы:

·  универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, супермаркеты, гипермаркеты);

·  специализированные магазины включают в ассортимент одну группу товаров («Хозтовары», «Мебель», «Книги»);

·  узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Пуговицы», «Колбасы»);

·  неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации, имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары («Минимаркет»).

Второе направление специализации – по потребительским комплексам, которые могут формироваться в различных вариантах:

·  по половозрастному признаку (Малютка, Детский мир, Ветеран);

·  по особенностям проведения досуга (Пчеловод, Охотник и рыболов, Рукодельница);

·  товары для дома (Техника в быту, Все для дома, 1000 мелочей).

Потребительский комплекс – набор товаров из разных товарных групп, объединенных общим спросом. Создание потребительских комплексов позволяет наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, совершать комплексные покупки, но требует значительных торговых площадей.

При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания благоприятных условий для покупки, учитывать сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположение, наличие рядом других торговых предприятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: