Под торговой сетью понимают торговые объекты, расположенные на определенной территории. По степени мобильности различают:
· стационарная торговая сеть – стационарные торговые объекты на
заглубленном фундаменте и присоединенные к инженерным коммуникациям - магазины, торговые центры, торговые дома;
· нестационарная торговая сеть – нестационарные торговые объекты без
заглубленного фундамента - мелкорозничные торговые объекты.
Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговый зал. В магазинах предлагается широкий ассортимент, высокий уровень обслуживания, лучше условия труда торговых работников.
Мелкорозничная торговая сеть представлена павильонами, палатками, киосками, а также передвижными средствами развозной и разносной торговли. Павильон – оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый зал, рассчитанный на 1 или более рабочих мест, и помещение для хранения товаров.
|
|
Палатка (ларек) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на 1 или несколько рабочих мест продавца. Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на 1 рабочее место продавца.
Лоток – переносное приспособление в виде открытого прилавка для осуществления разносной торговли. Торговые автоматы – автоматические устройства, которые используются для продажи штучных товаров, напитков в местах скопления людей. Преимущества: круглосуточный режим работы и установка в любом месте.
Таким образом, мелкорозничная торговая сеть дополняет магазины, заменяет их, организуется на сезон. Ее положительные стороны: не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации; быстро возводится; максимально приближена к покупателям. Недостатки: узость ассортимента;
сложность в хранении товаров; отсутствие удобств для покупателей при выборе товара.
Развозная торговая сеть представлена автомагазинами – автомобиль, оборудованный для развозной торговли. Сегодня в Беларуси насчитывается 9 тысяч отдаленных населенных пунктов, где нет стационарных объектов торговли. Их обслуживают 442 автомагазина, оснащенных холодильниками и изотермическим оборудованием.
Разносная торговая сеть осуществляет продажу товаров с переносных приспособлений (лотков, корзин). Электронная торговля – оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей Интернет.
|
|
Вопрос 30. Охарактеризуйте товарную специализацию магазинов: специализированные, комбинированные, универсальные, смешанные и неспециализированные магазины
Специализация розничной торговой сети обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров, способствует росту производительности труда, повышению эффективности использования торговых площадей, возможности комплексного обслуживания населения. Различают два направления специализации: товарная специализация и по потребительским комплексам.
По товарной специализации магазины подразделяются на группы:
· универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, супермаркеты, гипермаркеты);
· специализированные магазины включают в ассортимент одну группу товаров («Хозтовары», «Мебель», «Книги»);
· узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Пуговицы», «Колбасы»);
· неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации, имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары («Минимаркет»).
Второе направление специализации – по потребительским комплексам, которые могут формироваться в различных вариантах:
· по половозрастному признаку (Малютка, Детский мир, Ветеран);
· по особенностям проведения досуга (Пчеловод, Охотник и рыболов, Рукодельница);
· товары для дома (Техника в быту, Все для дома, 1000 мелочей).
Потребительский комплекс – набор товаров из разных товарных групп, объединенных общим спросом. Создание потребительских комплексов позволяет наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, совершать комплексные покупки, но требует значительных торговых площадей.
При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания благоприятных условий для покупки, учитывать сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположение, наличие рядом других торговых предприятий.