Услугами колдунов-отравителей пользовались цари

ИЗ СУДЕБНЫХ дел прошлых столетий о колдовстве и порче и бытовавшей в народе вере в колдовство и порчу прекрасно видишь, что у нас на Руси колдовство и самое заурядное отравление отождествлялись и народом, и официальными властями. Такое отождествление наблюдалось (а кое-где и сейчас наблюдается) у всех народов Земли во все прошлые времена и эпохи.

Еще во времена Гомера и Теофраста люди знали ядовитые растения и использовали их во вред, умели тщательно рассчитать дозировку и подобрать составы так, чтобы яд подействовал в положенный срок. Приготовлением ядовитых зелий занимались "волшебницы, которым были доступны тайны ядов". Искусство отравительниц и врачевательниц Фессалии воспел древнегреческий поэт Гораций. Описание отравлений видных деятелей древности можно найти у Диоскорида, Демосфена, Аристотеля, Галена и других авторов.

Использовались яды в преступных целях во времена раннего и особенно позднего Средневековья. По данным видного русского токсиколога Д. П. Косортова, эпоха Возрождения в Италии была эпохой отравлений и отравителей. История донесла до нас не только сами факты из этого грязного потока, но и имена отравителей и отравительниц. Властолюбие, корыстолюбие и мстительность - вот что двигало рассудком этих, мягко говоря, недобрых людей. Их услугами пользовались императоры, цари, короли, вельможи и т. д. У нас на Руси тоже случалось нечто подобное. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить голландского лекаря Бомевилля (Елисея Бомелия), услугами которого не гнушался пользоваться Иван Грозный. В псковской летописи под 1570 годом о нем сказано: "К царю немцы прислали немчина лютого волхва нарицаемого Елисея и бысть ему любим и в приближении".

Есть письменные свидетельства о том, что этот лекарь умел готовить такие яды, от которых намеченные им жертвы умирали в назначенный срок. Все это так, но нас интересует другой вопрос: почему, на каком основании между простым отравлением и колдовской порчей раньше ставили знак равенства? Это же совершенно разные вещи!

Магия - прабабушка медицины

ЕЩЕ в глубокой древности магия (колдовство) и медицина (лечение) отождествлялись. Магия является прабабушкой науки и прежде всего медицины. И поэтому колдовство и отравление не могли не смешиваться. Даже слово "фармакон" означало раньше три понятия: и "лекарство", и "яд", и "колдовство", а врачебное искусство (знахарство) в первобытном обществе носило магический характер. Это потому, что предки за столетия до нас уловили связь между духом (психикой) и телом, заметили, что и мистика иногда помогает или вредит здоровью. Когда-то на Руси даже слово "врачевать" означало - "колдовать".

"Еще в Древнем Риме, как и в Греции, отравление часто смешивалось с чародейством, т. к. маги, чародеи и гадатели считались лучшими и профессиональными составителями ядов", - пишет известный токсиколог В. В. Есипов. А профессор С. Н. Голиков как бы поясняет: "Действие ядов было окутано мраком таинственности и неизвестности. Это привело к тому, что отравление стали связывать со злыми духами и черной магией". Как бы то ни было, на протяжении тысячелетий оно приравнивалось к колдовству и чародейству, т. е. отравление считалось чародейством.

На Руси вплоть до царя Алексея Михайловича (а это 2-я половина XVII века) приготовление отрав считалось отравительством и чародейством. Даже значительно позже в старых судебных актах не проводится никакого различия между колдовством и зелейничеством. В уложении 1754 года 34-я глава (о колдовстве и чародействе) и 35-я глава (об отравлении) стоят рядом, и отравление именуется "чародейственным". И цари на эти два понятия смотрели так же, как и простой народ.

Иван Грозный в 1572 году на Соборе, испрашивая разрешения на 4-й брак, говорил, что его первую супругу Анастасию "извели злые люди вражьим наветом, отравами и чародейством, вторую - отравили вражьим злокозньством, а третью - испортили злою отравою".

По поводу всеобщей веры в колдовство юрист С. Пономарев писал: "... стоит ли удивляться, когда сам Осударь Руси верил в колдование не хуже своего холопа и издавал всемилостливые указы против собственной порчи". Но тексты указов и присяг говорят сами за себя. В них явно проступает отождествление колдовства с отравлением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: