Как творчески и грамотно оформить театральный уголок в детском саду
В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:
- работу над выразительностью реплик персонажей;
- расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
- совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
|
|
- всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
- стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
- развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
- формирование социальных навыков поведения;
- приобщение дошкольников к чтению;
- развитие режиссёрских навыков;
- воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)
Как организовать театральный уголок в детском саду
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра;
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа;
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом);
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.);
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.);
- маски;
- костюмы;
- книги;
- фонотека;
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
|
|
- Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить в магазине
- Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
Бибабо очень нравятся детям, так как ими довольно легко управлять
- Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
Для театра ложек можно использовать и пластиковые, и деревянные ложки
- Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
Театр марионеток — забава с многовековой историей
- Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Костюмированные постановки — классика театральной деятельности
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- театр мягкой игрушки (этюды с предметами);
- театр вязаной игрушки (этюды с предметами);
- театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- настольный театр (различные виды);
- кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
|
|
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы перчатки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках);
- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);
- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);
- куклы-марионетки (постановка этюдов);
- ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);
- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).