Логопедические пятиминутки

Игра с машиной с комментированием действий [Формирование грамматического строя речи, совершенствование умения употреб­лять простые предлоги. Развитие связной речи, формирование фра­зовой речи].

Игра может проводиться на ковре в центре группы. Дети располагаются полукругом. Воспитатель помещает перед ними игрушечные гараж, мост, дерево, домик. Он берет машину и начинает выполнять с ней различные действия, предложив детям комментировать их. Дети составляют предложения с пред­логами:

— Машина стоит в гараже.

— Машина выехала из гаража.

— Машина едет по дороге.

— Машина въехала на мост.

— Машина стоит за домом.

— Машина стоит под деревом.

Работа может быть трудной для детей, тогда педагог сам ком­ментирует действия, а дети повторяют предложения за ним.

Упражнение «Четвертый лишний» [Развитие зрительного вни­мания, логического мышления. Формирование словаря по теме].

Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: на трех из них изображен наземный (дорожный) транспорт (авто­бус, машина, троллейбус), а на одной — водный (лодка). Педагог объясняет детям, что картинка с изображением лодки лишняя, потому что она не может ехать по дороге, а плавает по в затем на наборное полотно выставляются еще два—три комплекта (вертолет, машина, мотоцикл, автобус; лодка, грузовик, катер, теп­лоход), и дети сами находят лишнюю картинку.

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Поливальная машина» [Координация речи с дви­жением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосо­четания].

Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.

Эта «тучка» на колесах                     Дети идут по кругу друг за другом,

Дождь по городу везет.               изобра­жая, что крутят руль.

Станут чистыми дороги,                   Идут по кругу, изображая,

Если тучка их польет.                  что подмета­ют метлой.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

А. Барто «Самолет», Э. Мошковская «Мчится поезд», Я. Тайц «Поезд», Д. Хармс «Кораблик», Б. Заходер «Шофер», Н. Павлова «На машине».

 

 

Май. 2-я неделя. «Лето. Цветы»

Логопедические пятиминутки

Игра «Разноцветные букеты» [Расширение словаря (одинаковые, такие же). Формирование грамматического строя речи (согласо­вание числительных с существительными в роде и числе). Закреп­ление дифференциации основных цветов. Совершенствование на­выков счета в пределах трех].

Воспитатель закрепляет на наборном полотне изображения ваз красного, синего, зеленого и желтого цветов и предлагает детям сказать, что они видят, какого цвета эти вазы. Затем на столе перед детьми рассыпаются изображения цветочков тех же цветов. Воспитатель вновь предлагает детям сказать, что они видят, какого цвета цветочки. Затем воспитатель предлагает поставить цветочки з вазы таких же цветов. Дети выполняют задание, воспитатель комментирует: «Ваза красная и цветочки красные. Цветочки такие же, как ваза. Цветочки и ваза одинаковые по цвету». Про остав­шиеся три вазы воспитатель предлагает рассказать детям.

Работа по сюжетным картинкам [Развитие связной речи (со­ставление предложений по сюжетным картинкам)].

Воспитатель предлагает вниманию детей картинки, по которым они уже работали с логопедом, и задает вопросы:

— Кто нарисован на этой картинке?

— Дети.

— Что они делают?

— Поливают цветы.

— Дети поливают цветы.

— Кто нарисован на этой картинке?

— Аня.

— Что она делает?

— Собирает цветы.

— Аня собирает цветы.

— Кто нарисован на этой картинке?

— Витя.

— Что он делает?

— Дарит маме цветы.

— Витя дарит маме цветы.

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Одуванчик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].

Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.

Как воздушный шар на ножке        Дети стоят на носочках,

                                                                    сомкнув руки нас головой.

Одуванчик у дорожки.                                  Два раза делают наклоны влево-

                                                                     вправо.

Одуванчик — шарик белый.                       Поднимаются на носочки.

Дунул я. И улетел он.                                    Дуют, округлив губы, не раздувая

                                                                    щек. Разбегаются по группе.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

И. Суриков «Лето», О. Высотская «Одуванчик», М. Познанская «Ромашка», А. Прокофьев «Мак».

 

 

Май. 3-я неделя. «Лето. Насекомые»

Логопедические пятиминутки

Упражнение «Парные картинки» [Формирование словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование суще­ствительных множественного числа мужского и женского рода в име­нительном падеже)].

Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями полевых цветов, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выклады­вается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. После этого педагог предлагает детям назвать цветы, изображенные на двух картинках (одуванчики, ромашки, лютики).

Упражнение «Чего не стало?» [Уточнение словаря по теме. Фор­мирование грамматического строя речи (образование и употребление существительных мужского и женского рода в родительном падеже). Развитие зрительного внимания и зрительной памяти].

Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изо­бражение вазы с цветами (ромашка, одуванчик, лютик), предлагает детям рассмотреть и назвать цветы, а потом отвернуться или крепко закрыть глаза. В это время он убирает один из цветков. Дети открывают глаза, воспитатель спрашивает: «Какого цветка не стало?» (Ромашки).

Проводятся два—три аналогичных упражнения.

Подвижные игры и упражнения

Подвижная игра «Бабочка» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Словно бант у нашей Ани,              Дети бегут по кругу, изображая

Эта бабочка-краса.                             полет бабочки.

Кружит, вьется над цветами,          Кружатся на месте, взмахивая  

Где, как мед, блестит роса.             руками, как крыльями.

 

                                                              

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Народная потешка «Пчелы гудят».

А. Фет «Бабочка», В. Паспалеева «Пчелка», К. Малина «Послушай, божья коровка».

 

Май. 4-я неделя. «Лето. Игры с водой»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: