Дисциплина «АнатомияЦНС» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2), является обязательной для всех студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 - Психология. В соответствии с учебным планом она читается в 1-ом семестре, является базовой для других предметов, относящихся к блоку естественно-научных основ психологии и тесно связана с такими дисциплинами «Нейрофизиология», которая читается одновременно, и курсом «Психофизиология», читаемом, в 3-ем семестре.
Для изучения дисциплины необходимо наличие муляжей, препаратов и микроскопов для их рассматривания, видеоматериалов, раскрывающих особенности строения нервной системы человека. Студенты обязаны обладать необходимым минимумом знаний по анатомии и общей биологии в объёме программы для поступающих в ВУЗы, так как предмет «Биология» входил в число дисциплин, необходимых для поступления.
В результатестуденты должны получить углублённые знания о структурно-функциональных особенностях нервной системы, получить подробные сведения о строении нейронов, об их взаимосвязях, о морфологических основах рефлекторной деятельности, о строении спинного и головного мозга.
|
|
В программу включаются данные не только о макро-, но и о микроструктурах мозга – его гистологической и цитологической основе, отражаются материалы о возрастных особенностях развития нервной системы в пренатальном и постнатальном онтогенезе. Эти знания обеспечат более глубокое понимание психологии и поведения человека на каждом этапе его развития.
Все это делает данную дисциплину необходимым элементом учебных планов по направлению 030300.62 –Психология.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОПОП ВПО по направлению подготовки 030300.62 – Психология:
а) общекультурных (ОК):
- Понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии ОК-2
- Применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач ОК-5
- Проведение библиографической и информационно – поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач ОК-9
- Профессионально профилированое использование современных информационных технологий и системы Интернет ОК-12
|
|
б) профессиональных (ПК):
- Отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико- статистической обработкой данных и их интерпретаций ПК-2
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление: о строении нервных клеток и всего мозга в целом, связи между частями нервной системы и их роли в обеспечении психической деятельности;
Знать:
- строение отделов центральной нервной системы, их структурные особенности;
- строение основных компонентов нервной ткани;
- связи между частями нервной системы и с эффекторами организма;
- особенности формирования нервной системы в процессе онтогенеза;
Уметь:
- пользоваться анатомическими атласами нервной системы и ориентироваться в анатомической номенклатуре структур мозга;
- самостоятельно работать с изображениями структур головного и спинного мозга;
- самостоятельно анализировать связи между анатомическими структурами их функционированием и психическими функциями;
- работать по изучаемой дисциплине с традиционными носителями информации и с информацией в глобальных компьютерных сетях;
Владеть:
- системой понятий о строении и развитии центральной нервной системы;
- атомической номенклатурой, широко используемой в психологических исследованиях;
- навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области анатомии нервной системы;
- информацией о современном состоянии науки в области анатомии ЦНС;
Приобрести опыт деятельности: в сфере применения современных исследовательских методов в профессиональной деятельности.