| Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
| Зач. ед. | Час. | по семестрам | ||
| 1 | ||||
| Общая трудоемкостьпо учебному плану | 3 | 108 | 108 | |
| Аудиторные занятия | 0,4 | 16 | 16 | |
| Лекции (Л) | 0,4 | 16 | 16 | |
| Практические занятия (ПЗ) | ||||
| Семинары (С) | ||||
| Лабораторные работы (ЛР) | ||||
| Самостоятельная работа(СР) | 1,6 | 56 | 56 | |
| Курсовая работа (КР), курсовой проект (КП) | ||||
| Расчетно-графическое задание (РГЗ) | ||||
| Реферат (Р) | 0,3 | 10 | 10 | |
| Эссе (Э) | 0,3 | 10 | 10 | |
| Консультации | 0,3 | 10 | 10 | |
| Контрольная работа (К) | ||||
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.) | 0,7 | 26 | 26 | |
| Вид контроля: экзамен | 1 | 36 | 36 | |
Разделы дисциплины и виды занятий
| № раздела | Наименование разделов | Количество часов | ||||
| Всего | Аудиторная работа | Внеауд. работа СР | ||||
| Л | ПЗ | СЗ | ||||
| 1 | Анатомия как наука, методы её исследования | 7 | 1 | 6 | ||
| 2 | Общий план строения нервной системы. Нервная ткань | 7 | 2 | 5 | ||
| 3 | Нейрон – структурно-функциональная основа нервной системы | 7 | 2 | 5 | ||
| 4 | Нейроглия | 6 | 1 | 5 | ||
| 5 | Серое и белое вещество нервной системы. Нервные волокна | 8 | 2 | 6 | ||
| 6 | Морфологические основы рефлекторной деятельности | 6 | 1 | 5 | ||
| 7 | Спинной мозг, его внешнее и внутреннее строение | 6 | 1 | 5 | ||
| 8 | Головной мозг | 7 | 2 | 5 | ||
| 9 | Конечный мозг. Строение коры | 6 | 2 | 4 | ||
| 10 | Вегетативная нервная система | 7 | 2 | 5 | ||
| 11 | Онтогенез нервной системы | 6 | 1 | 5 | ||
Семинарские занятия
| № ЛР | № раздела | Тема | Кол-во часов |
Не предусмотрены
Практические занятия
| № занятия | № раздела | Тема | Кол-во часов |
Не предусмотрены.
Курсовой проект (курсовая работа)
Не предусмотрен.
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
| № раздела | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
| 1 | Основные этапы исторического развития анатомии | 6 |
| 2 | Строение плазматической мембраны | 5 |
| 3 | Разнообразие форм тела нейронов в различных отделах нервной системы: пирамидные, звёздчатые, веретенообразные и др. | 5 |
| 4 | Структурно-функциональные основы гематоэнцефалического барьера | 5 |
| 5 | Строение нерва, нервы чувствительные, двигательные и смешанные. Спинномозговые нервы (31пары) и черепномозговые нервы (12 пар) | 6 |
| 6 | Моно- и полисинаптические рефлекторные дуги | 5 |
| 7 | Цереброспинальная жидкость, её значение | 5 |
| 8 | Ретикулярная формация. Особенности её нейронной организации | 5 |
| 9 | Архитектоника коры. Слои коры: молекулярный, наружный зернистый, пирамидный, внутренний зернистый, ганглиозный и полиморфный | 4 |
| 10 | Особенности рефлекторных дуг вегетативной нервной системы, локализация звеньев | 5 |
| 11 | Этапы развития нейрона. Формирование сомы, аксона, дендритов, синаптических контактов | 5 |
Темы рефератов
1. История возникновения и развития анатомии.
2. Современные и традиционные методы исследования в анатомии.
3. Этапы развития нервной системы в филогенезе.
4. Развитие нервной системы в онтогенезе.
5. Особенности формирования отделов ЦНС в пренатальном и постнатальном онтогенезе.
6. Морфологические особенности нервной ткани.
7. Строение нейрона. Разнообразие нейронов.
8. Развитие нейрона в онтогенезе. Образование межнейронных контактов.
9. Морфология клеточных контактов. Типы синапсов, их строение.
10. Нейроглия. Особенности развития глиальных клеток в онтогенезе.
11. Структура гематоэнцефалического барьера. История создания учения о нём.
12. Состав и свойства спинно-мозговой жидкости.
13. Нервные волокна, их строение и классификация.
14. Проводящие пути в ЦНС.
15. Особенности строения ретикулярной формации.
16. Структурные особенности лимбической системы.
17. Проблема локализации функций в ЦНС.
18. Аутоиммунные заболевания нервной системы.
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 - Психология работа в рамках дисциплины помимо традиционно лекционного способа подачи материала активно используются мультимедийные технологии, работа с микроскопом (изучение морфологических препаратов), таблицами и муляжами.
Итерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
| Семестр | Вид занятия (Л, СЗ, ПР) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Кол-во часов |
| 1 | Л | Нейрон – структурно-функциональная основа нервной системы | 2 |
| Л | Серое и белое вещество нервной системы. Нервные волокна | 2 | |
| Л | Конечный мозг. Строение коры | 2 | |
| Л | Вегетативная нервная система | 2 | |
| Итого: | 8 | ||
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50 %.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций
Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ОПОП ВПО по направлению подготовки (специальности) 030300.62 - Психология для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины разработан «Фонд оценочных средств по дисциплине «Анатомия ЦНС»», являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины.
Этот фонд включает:
а) паспорт фонда оценочных средств;
б) фонд промежуточной аттестации:
- вопросы к зачету
в) фонд текущей аттестации:
- комплект тестовых заданий,
-комплект других оценочных материалов (набор вопросов, рассматриваемых на семинарских занятиях), программа экспериментального исследования, предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения.
В документе «Фонд оценочных средств по дисциплине «Анатомия ЦНС»» представлены оценочные средства сформированности объявленных в п.3 компетенций.
Вопросы к экзамену
1. Значение нервной системы в приспособлении организма к окружающей среде.
2. Уровни организации человеческого организма. Понятие о функциональной системе.
3. Общий план строения нервной системы. Нервная ткань.
4.Нейрон – структурно-функциональная основа нервной системы.
5.Классификация нейронов.
6.Структура клеточной мембраны возбудимых образований.
7.Аксонный и дендритный транспорт.
8.Нервные окончания, их структура.
9.Морфология клеточных контактов. Химические и электрические синапсы.
10.Мякотные и безмякотные нервные волокна.
11.Нейроглия, морфология глиальных клеток.
12.Морфологические основы рефлекторной деятельности.
13.Оболочки спинного и головного мозга.
14.Внешнее строение спинного мозга.
15.Сегментарное строение спинного мозга.
16.Проводящие пути спинного мозга.
17.Основные отделы головного мозга.
18.Продолговатый мозг.
19.Строение моста.
20.Мозжечок и его структура. Ядра и проводящие пути мозжечка.
21.Строение среднего мозга.
22.Строение промежуточного мозга.
23.Гипоталамо-гипофизарная система.
24.Полости головного мозга.
25.Ретикулярная формация ствола головного мозга.
26.Черепно-мозговые нервы.
27.Полушария большого мозга. Белое вещество полушарий.
28.Серое вещество полушарий. Базальные ганглии.
29.Слоистое строение коры головного мозга. Колончатый принцип организации коры.
30.Основные борозды и доли коры. Классификация корковых полей по Бродману.
31.Структура лимбической системы.
32.Вегетативная нервная система. Особенности её рефлекторной дуги. Интрамуральные сплетения.
33.Основные этапы развития нервной системы в онтогенезе.
34.Развитие нервной системы в филогенезе.






