double arrow

Практический пример оценки бизнеса с учётом фактора риска с применением сравнительного подхода

4

 

Основными методами сравнительного подхода являются:

метод рынка капитала;

метод сделок;

метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основывается на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. В общем виде идея состоит в том, что сегодняшняя или прогнозируемая будущая рыночная стоимость предприятия еще не подтверждена рынком. Оценщик ее определяет по аналогии с рыночной стоимостью котируемых на фондовом рынке аналогичных предприятий, по которым уже известны устойчивые соотношения, характеризуемые соответствующими мультипликаторами.

Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом или его контрольного пакета акций. Для сравнения берутся данные по продажам предприятий (например при слиянии или поглощении), либо данные о сделках с контрольными пакетами акций.

Стоимость оцениваемого предприятия определяется как произведение отношения рыночной цены предприятия-аналога и его базового показателя на базовый показатель оцениваемого предприятия. Отношение стоимости предприятия-аналога к базовому показателю представляет собой ценовой мультипликатор.

Можно выделить следующие базовые показатели для метода рынка капитала и метода сделок (Таблица 10).

 


Таблица 10

Базовые показатели для расчета стоимости объекта оценки

Метод рынка капитала Метод сделок

 - выручка предприятия - показатели прибыли - величина денежного потока

- размер дивидендов на акцию -стоимость активов предприятия

 

Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений (коэффициентов) между ценой предприятия и его финансовыми параметрами (например, объемом выручки, чистой прибылью и т.д.). Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специализированными аналитическими организациями. Наиболее типичные соотношения, используемые в международной практике, приведены в Приложении 1.

Для расчета ценового мультипликатора необходимо определить цену по всем предприятиям-аналогам, рассчитать базовый показатель либо за определенный период времени, либо по состоянию на период оценки. В зависимости от того, какой базовый показатель используется при расчете, выделяют шесть видов мультипликаторов (Таблица 11).




 

Таблица 11

Ценовые мультипликаторы

Интервальные мультипликаторы Моментальные мультипликаторы
1. Цена/Прибыль 2. Цена/Денежный поток 3. Цена/Дивидендные выплаты 4. Цена/Выручка от реализации 1. Цена/Балансовая стоимость активов 2. Цена/Чистая стоимость активов

 

Оценщик устанавливает удельные веса рассчитанных мультипликаторов в стоимости объекта оценки и проводит итоговый расчет его стоимости.

Проведем расчет всех возможных видом мультипликаторов по представленным ниже данным. (Таблица 12). Так как предполагается, что оценка предприятия проводится с учётом фактора риска, то сумма свободных денежных потоков равна нулю.

 

Таблица 12

Исходные данные

Показатель Значение
Балансовая стоимость активов предприятия, руб. 16 181 476
Амортизационные отчисления на основные фонды, руб. 673 775
Сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств предприятия, руб. 5 636 290
Чистая прибыль, руб. 1 541 383
Прибыль до налогообложения 1 770 890
Собственный капитал, руб. 10433631
Долгосрочная задолженность, руб. 1622
Доход до оплаты налогов плюс расходы на выплату процентов, руб. 1770890

 



Расчет мультипликаторов

) Мультипликатор Цена/Чистая прибыль (Р/Е) рассчитывается по следующей формуле:

 

P/E = (C(b) - Am -O)/Е, где (2)

 

C(b) - балансовая стоимость всех активов предприятия;m - амортизационные начисления на основные фонды; - сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств предприятия;

Е - чистая прибыль (доход).

P/E = (16181476 - 673775 - (147809 + 5486859 + 1622))/1541383 = 9871411/1541383 = 6,40

) Мультипликатор Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) рассчитывается по следующей формуле:


Р/ЕВТ = (C(b) - Am -O)/Еn, где (3)

 

Еn - прибыль до налогообложения.

Р/ЕВТ = 9871411/1770890 = 5,57

) Мультипликатор Цена/Чистый денежный поток (Р / CF) рассчитывается по следующей формуле:

 

Р/CF = P/(E + Am), (4)

 

Р/CF = 9871411/2215158 = 4,46

4) Мультипликатор Цена/Денежный поток до налогообложения (Р/PTCF) рассчитывается по формуле:

 

Р/PTCF = Р/(ЕВТ + Am), где (5)

 

ЕВТ - денежный поток до налогообложения, который рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения и начисленной амортизации.

Р/PTCF = 9871411/2444665 = 4,04

) Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль (IC/EBIT) рассчитывается по следующей формуле:

/EBIT = (Ксоб + Зд)/(Д+РВ), где (6)

 

Ксоб - собственный капитал;

Зд - долгосрочная задолженность;

РВ - расходы на выплату процентов;

Д - доход до налогов. /EBIT = (10433631 + 1622)/1770890 = 5,89

) Мультипликатор Инвестиционный капитал/Прибыль до выплаты налогов и процентов по кредитам (IC/EBDIT) рассчитывается по следующей формуле:

/EBDIT = (Ксоб + Зд) /(ЕВТ + Am), (7)

/EBDIT = (10433631 + 1622)/2444665 = 4,27

) Мультипликатор Цена/Балансовая стоимость (Р/BV):

Р/BV = 9871411/16181476 = 0,61, где- балансовая стоимость активов предприятия.

В результате проведения расчета получены показатели деятельности предприятия, на основании которых возможно при сравнении их с отраслевыми показателями вывести отклонения этих показателей в большую или меньшую стороны. Данные отклонения приводятся к среднеарифметическому значению, которое в дальнейшем используется для корректировки цены акции при ее продаже (Таблица 13).

 

Таблица 13

Расчет отклонений

Показатель Показатели предприятия Показатели отрасли Отклонения
Цена/Чистая прибыль (Р/Е) 6,40 2,75 1,33
Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) 5,57 4,46 0,25
Цена/Чистый денежный поток (Р/CF) 4,46 2,67 0,67
Цена/Денежный поток до налогообложения (Р/PTCF) 4,04 2,42 0,67
Инвестиционный капитал/Прибыль (IC/EBIT) 5,89 2,42 1,43
Инвестиционный капитал/Прибыль до выплаты налогов и процентов по кредитам 4,27 1,32 2,23
Цена/Балансовая стоимость (Р/BV) 0,61 0,41 0,49

Произведем расчет коэффициента для корректировки цены акции:

К = (1,33 + 0,25 + 0,67 + 0,67 + 1,43 + 2,23 + 0,49)/7 = 1,01.

Далее произведем расчет цены по нескольким мультипликаторам с учетом коэффициента корректировки (Таблица 14):

 

Таблица 14

Мультипликатор Расчет цены Значение цены
Цена/Чистая прибыль (Р/Е) Мультипликатор х Чистую прибыль) х 1,1 10851336,32
Цена/Чистый денежный поток (Р/CF) (Мультипликатор х Чистый денежный поток) х 1,1 10867565,15
Цена/Прибыль до налогообложения (Р/ЕВТ) (Мультипликатор х Прибыль до налогообложения) х 1,1 10856381,50

 

Стоимость объекта оценки определяется как среднее значение от суммы цен, полученных в результате пересчета с использованием корректирующего коэффициента:

P = (10851336,32 + 10867565,15 + 10850243,03)/3 = 10856381,50 руб.

 


Заключение

 

Целью данной курсовой работы являлось рассмотрение теоретических аспектов основных подходов к оценке бизнеса, а также особенности их применения с учётом фактора риска.

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты основных подходов к оценке предприятия, а также особенности их применения с учётом фактора риска, среди которых в качестве основной можно выделить необходимость учета следующих аспектов:

сокращение спроса на товары (работы, услуги);

отток денежных средств вследствие необходимости досрочного погашения обязательств и роста процентных ставок;

увеличение потребности в оборотном капитале.

возможность снижения цены отдельных объектов основных средств, например, земельных участков;

существование вероятности затоваривания;

необходимость проведения анализа списка наиболее крупных дебиторов и корректировки соответствующей статьи бухгалтерской отчетности;

необходимость проведения анализа контрагентов и оценки эффективности финансовых вложений;

необходимость убедиться в надежности банков, на расчетных счетах в которых лежат денежные средства предприятия;

необходимость проведения анализа условий получения кредитов и займов, оценки вероятности увеличения процентных ставок, досрочного истребования долга, увеличения залоговой массы;

необходимость убедиться в отсутствии просроченной кредиторской задолженности перед основными поставщиками, персоналом и налоговыми органами. Возможно формирование резервов под вероятные санкции.

отсутствие свободных денежных потоков предприятия.

В заключении хотелось бы отметить, что у каждого подхода к оценке бизнеса в случае его применения с учётом фактора риска есть как достоинства, так и недостатки. Наиболее эффективным, но и более трудоемким, является использование совокупности вышеуказанных подходов с учетом следующих принципов:

проецирование наиболее вероятных тенденций развития кризиса на отдельно взятое предприятие;

пессимистическое отношение к прогнозным показателям;

консервативность в вопросах источников финансирования;

использование ставки дисконтирования не менее 22%;

проведение детального анализа оценки стоимости активов и обязательств предприятия.

бизнес доходный затратный сравнительный

 







Список литературы

 

1.  Приказ Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 года №10н, 03-6/пз «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»;

2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. - М.: ТК Велби, Проспект, 2012;

.   Есипов В.Е. Оценка бизнеса. - СПб.: Питер, 2008;

.   Ковалев В.В. Курс финансовых вычислений. - М.: Финансы и статистика, 2011;

.   Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007г.;

.   Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1997;

.   Попков В.П. Оценка бизнеса: схемы и таблицы. - СПб, Питер, 2007;

.   Шпилевская Е.В. Медведева О.В., Оценка стоимости предприятия (бизнеса). - Ростов н/Д.: Феникс, 2010;

 


Приложение 1 «Отраслевые коэффициенты, используемые в мировой практике».

 

Вид бизнеса Соотношение между ценой и финансовыми показателями, позволяющими оценить бизнес
Страховые компании Цена в интервале 120-150% от годового комиссионного вознаграждения
Бензозаправочные станции Цена колеблется в диапазоне 120-200% месячной выручки
Предприятия розничной торговли Цена составляет 75-150% величины чистого годового дохода плюс стоимость оборудования и запасов, которые располагает оцениваемое предприятие
Бары и кафе Цена определяется как сумма величины объема продаж за полгода и стоимости лицензии
Пиццерии, кофейни Цена определяется как сумма величины месячной прибыли, умноженной на 4, и стоимости запасов
Рекламные агентства Цена составляет порядка 75% годовой выручки
Хлебопекарни Цена определяется как сумма стоимости оборудования, стоимости запасов и 15% годового объема выручки
Продажа новых автомобилей Цена определяется как сумма стоимости товарных запасов и оборудования и 50% годовой выручки
Аптеки Цена определяется как сумма стоимости оборудования и товарных запасов и 75% годовой прибыли
Автомастерские Цена определяется как сумма месячной прибыли, умноженной на 2, и рыночной стоимости оборудования

 


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
4

Сейчас читают про: