Задания для самостоятельной работы студентов по указанной теме

 

  № п/п   Последовательность действий Методические указания к деятельности и цель   Ориентировочные признаки
1. Освоение микроскопии с иммерсионной системой  Изучение основных форм бактерий в готовых окрашенных препаратах (стафилококка, стрептококка, сарцины, кишечной и сенной палочек, вибриона). Зарисовка просмотренных препаратов.   Обратить внимание на форму(кокки, паочки, извитые), цвет(сине-фиолетового и розового цвета) и   расположение микробов.   
2. Освоение техники приготовления мазков из бактериальных культур    
               

Изучение демонстрационных материалов:

1. Окрашенного препарата из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий.

2. Готового препарата капсул сибиреязвенный палочки.

3. Готового препарата из туберкулезной палочки (окраска по Цилю-Нильсену)

4.  Готового препарата спор антрокоида (окраска по Ожешко)

5. Готового препарата дифтерийной палочки окрашенного по Нейссеру.

6. Таблицы: 0.5,0.7,0.10,0.12-15,0.17,0.32,Ч.56

 

  Формы контроля освоения  заданий.

 ТЕСТЫ I ТИПА. Для каждого вопроса выберите один наиболее

правильный ответ.

1.Спиралевидную форму имеют:

a) микрококки

b) сарцины

c) бациллы

d) стафилококки                                                     Ответ: c)

 

2. Функции капсулы бактерий:

a) защита от действия света

b) участвует в метаболизме

c) усиливает болезнетворность

d) сохраняет форму клеток

e) адаптация                                                           Ответ: c)

 

3. Способны образовывать споры:

a) стафилококки

b) сарцины

c) бациллы

d) спириллы

e) хламидии                                                        Ответ: c)

 

1. Грамположительные бактерии:

a) бациллы

b) менингококки

c) кишечные палочки

d) вибрионы

e) спирохеты                                                      Ответ: a)

 

2. Для окраски спор используется:

a) простой метод окраски

b) окраску по Циль-Нильсену

c) метод Романовского-Гимза

d) метод Бури

e) метод Нейссера                                                        Ответ: b)

 

ТЕСТЫ II ТИПА. Вопросы с подбором.

А. На соответствие. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. Один и тот же ответ может быть использован один или

несколько раз.

1.) Подобрать термины, эквивалентные следующим понятиям:

1. Спорообразующие бактерии, у которых           

      диаметр спор равен диаметру палочек.                      А. Сарцины

2. Кокки, делящиеся в одной плоскости                        

      и расположенные цепочкой.                                        В. Клостридии

3. Спорообразующие бактерии, у которых               

      диаметр спор больше диаметра палочек.                   С. Бациллы

4. Кокки, делящиеся в нескольких плоскостях

   и расположенные гроздевидными скоплениями.         Д. Стрептококки

5. Кокки, делящиеся в двух взаимоперпендикулярных

плоскостях и расположенные пакетами по 8 и 16.    Е. Стафилококки

6. Кокки ланцетовидной формы, делящиеся в

одной плоскости и расположенные парами.

 

Ответы: 1- С, 2- Д, 3- В, 4- Е, 5- А, 6- Д

2.) Назвать функции данных структур бактериальной клетки:

1. Споры                                             А. Выполняют функцию движения

2. Капсулы                                          В. Функция адгезии

3. Зерна волютина                              С. Подавляют фагоцитоз

4. Жгутики                                          Д. Трофическая функция

5. Пили                                                Е. Повышают устойчивость во

6. Включения гликогена, крахмала      внешней среде

 

Ответы: 1- Е, 2- С, 3- Д, 4- А, 5- В, 6- Д

 

3.) Назвать возбудителей следующих инфекций:

1. Бледная трепонема                    А. Возбудитель эпидемического

2. Риккетсия Провачека                     сыпного тифа

3. Коксиелла Вернета                    В. Возбудитель Ку-лихорадки

4. Риккетсия Музера                      С. Возбудитель сифилиса

5. Боррелия Обермейера                Д. Возбудитель эндемического

6. Боррелия Дуттони                          сыпного тифа

                                                                Е. Возбудитель возвратного тифа

 

Ответы: 1-С, 2- А, 3- В, 4- Д, 5- Е, 6- Е

 

В. На сопоставление. Для каждого вопроса выберите соответствующий ответ:

A. – если вопрос связан только с А

B. – если вопрос связан только с В

C. – если вопрос связан только с В, С, Д

Д. – если вопрос не связан ни с А, ни с В, ни с С

1.) В каких целях используются следующие методы окраски:

1. Метод Грама                               А. Для кислотоустойчивых бактерий                 

2. Метод Циль-Нильсена                    и спор

3. Метод Нейссера                          В. Универсальный метод

4. Негативный метод Бурри            С. Для обнаружения капсул

5. Метод Романовского-                Д. Для обнаружения зерен волютина

Гимза                                           Е. Для спирохет

 

Ответы: 1- В, 2- А, 3- Д, 4- С, Е, 5- Е

 

2.) С какими микроорганизмами сходны данные микроорганизмы:

1. Спирохеты                                     А. Имеют сходство с простейшими

2. Актиномицеты                               В. Имеют сходство с вирусами

3. Риккетсии                                       С. Имеют сходство с грибами

4. Хламидии                                       Д. Имеют сходство с «типичными

5. Микоплазмы                                        бактериями»

 

Ответы: 1- А,Д, 2- С, Д, 3- В, Д, 4- В,Д, 5- В, Д

 

ТЕСТЫ III ТИПА. Для каждого вопроса один или несколько ответов являются правильными. Выберите ответ:

А – если правильная комбинация 1, 2, 3.

В - если правильная комбинация 1 и 3.

С - если правильная комбинация 2 и 4.

Д - если все ответы правильны.

 

1.) Ядро бактерий:

1. Является хромосомой

2. Содержит РНК

3. Содержит ДНК

4. Не содержит нуклеиновых кислот

5. Заключено в мембрану                                           Ответ: А 

 

 

2.) Клеточная стенка бактерий:

1. Выполняет механическую функцию

2. Участвует в инфекционном процессе

3. Придает устойчивость во внешней среде

4. Участвует в движении

5. Трофическая функция                                 Ответ: А

 

3.) Риккетсии:

1. Размножаются поперечным делением

2. Размножаются почкованием

3. Являются облигатными внутриклеточными паразитами

4. Грамположительны

5. Образуют споры                                          Ответ: В

 

4.) Грамотрицательные бактерии:

1. Вибрионы

2. Спириллы

3. Гонококки

4. Сарцины

5. Микрококки                                                  Ответ: А

 

5.) Окраска по Циль-Нильсену определяется:

1. Высоким содержание липидов

2. Капсулой

3. Кислотоустойчивостью

4. Внутриклеточными включениями

5. Особенностями пептидогликана                Ответ: В

 

         Задания для самоконтроля:

Ситуационные задачи: 

1.Перед началом микроскопии студент установил иммерсионный объектив, наблюдая в окуляр, начал подбирать освещение. Какая была допущена ошибка? Как ее устранить? Каким зеркалом следует пользоваться при работе с иммерсионным объективом при естественном освещении?

2.Каковы отличия нуклеотида бактерий от ядра клеток-эукариотов?

3.Какова основная функция бактериальных рибосом?

4.В каких процессах участвуют мезосомы?

5.Каковы основные функции цитоплазматической мембраны?

6.Какова роль пилей?

     7.Определить форму клеток неизвестной бактериальной культуры, используя простой метод окраски.

        8.Определить родовую принадлежность плесневых грибов на основании особенностей строения мицелия, плодоносящих гиф и спор.

     9.Определить наличие спор и зерен волютина исследуемой микробной культуры, используя соответствующие методы окраски.

     10.В бактериологической лаборатории произошел несчастный случай. Один из студентов выронил чашку Петри с культурой микроорганизмов. Чашка разбилась на полу лаборатории. Какие меры по технике безопасности необходимо применять, чтобы предотвратить распространение инфекции?

Эталоны ответов.

1. Перед началом микроскопии устанавливают правильное освещение поля зрения микроскопа с помощью вогнутого зеркала. Затем на предметный столик помещают исследуемый препарат и рассматривают его с объективом (x10), затем под иммерсионным объективом, предварительно нанеся каплю иммерсионного масла.

2. Нуклеоид бактерий не имеет мембраны, не содержит набора хромосом, не делится митозом.

3. Та же, что у эукариотов – обеспечивают синтез функциональных и структурных белков в клетке.

4. В делении бактериальной клетки, спорообразовании, синтезе клеточной стенки, энергетическом метаболизме..

5. В цитоплазматической мембране локализуются пермеазы и окислительные ферменты. Цитоплазматическая мембрана регулирует транспорт метаболитов, участвует в транспорте ДНК, в выделении ферментов и токсинов.

6. Известно несколько типов пилей, отличающихся по своим функциям. Пили 1-го типа («ворсинки общего типа») имеются на поверхности бактериальной клетки в большом количестве (100-200), они обеспечивают адгезию бактерий к клеткам человека и животных, имеют большое значение в механизме патогенного действия. Пили 2-го типа («половые ворсинки» или «конъюгативные пили») имеются у бактерий в небольшом количестве (1-4) и участвуют в передаче генетического материала от одной клетки к другой при конъюгации бактерий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: