Из заболеваний полости рта наибольшее практическое значение в отношении влияния на функцию голосо- и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции - губ, твердого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов.
Дефекты губ и неба. Наиболее частыми аномалиями развития губ и нёба являются щелинные дефекты верхней губы и нёба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эти части полости рта.
В зависимости от выраженности нарушения эмбрионального развития получаются различные степени аномалии. Более легкими являются расщелины верхней губы, которые могут быть односторонними и двусторонними. При расщелинах губы наблюдаются также аномалии расположения и числа зубов.
В более выраженных случаях одновременно с расщелиной верхней губы наблюдается расщелина альвеолярного отростка, односторонняя или двусторонняя, в зависимости от того, имеется ли одностороннее или двустороннее несрастание межчелюстной (резцовой) кости.
|
|
Наиболее тяжелой аномалией является полное двустороннее расщепление верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба на всем их протяжении. Полное расщепление губы, альвеолярного отростка и нёба может быть и односторонним, когда одна сторона межчелюстной кости сращена с альвеолярным отростком верхней челюсти Расщелина мягкого нёба проходит по средней линии. В наиболее легких случаях отмечается лишь намек на расщепление нёба, выражающийся в раздвоении кончика язычка.
Иногда дефект мышечного слоя мягкого нёба прикрыт нормальной слизистой оболочкой, а в некоторых случаях слизистая оболочка может закрывать и щелинный дефект твердого нёба. Такие нёбные расщелины носят название субмукозных (подслизистых).
Лечение щелинных дефектов губы и нёба преимущественно хирургическое. Оно заключается в пластическом закрытии имеющегося дефекта посредством лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путем сшивания несросшихся частей. Срок оперативного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологических функций и от состояния ребенка.
Дефекты языка. К числу редких аномалий развития языка относится полное его отсутствие - аглоссия (от греч. а - отрицательная частица и лат. glossa - язык). Отсутствие языка, естественно, ведет к резкому нарушению произношения звуков речи. Однако относительная внятность речи может быть достигнута путем специальных упражнений за счет компенсаторного участия других органов артикуляции. К врожденным дефектам развития относятся также недоразвитие языка, когда размеры его оказываются чрезмерно малыми (микроглоссия), и ненормально большой язык (макроглоссия), когда в результате мышечной гипертрофии язык может быть увеличен настолько, что не помещается во рту и выступает наружу между зубами. Иногда увеличение языка бывает не врожденным, а возникает в результате опухоли (лимфангиома).
|
|
Сравнительно частым дефектом развития является врожденное укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены, так как слишком короткая уздечка фиксирует его ко дну полости рта. Простое рассечение уздечки с тщательной остановкой кровотечения полностью ликвидирует этот дефект развития.
К числу редких аномалий принадлежит расщепление языка, которое иногда сочетается с расщеплением губ и нёба.
Дефекты челюстей и зубов. Дефекты развития челюстей и зубного ряда чаще всего проявляются в виде аномалий прикуса.
Нормальным считается такой прикус, при котором верхняя зубная дуга несколько больше нижней, нижние передние зубы слегка прикрываются верхними, все зубы верхнего ряда соприкасаются с соответствующими зубами нижнего ряда.
Аномалии прикуса могут иметь различные варианты.
Прогнатия (от греч. pro - вперед и gnathos - челюсть) - верхняя челюсть и верхняя зубная дуга сильно выдвинуты вперед, нижние передние зубы расположены далеко позади верхних; вследствие отсутствия естественной опоры в виде зубов-антагонистов нижние передние зубы удлиняются и достигают иногда твердого нёба. Нормальные соотношения между жевательными (коренными) зубами сохранены.
Прогения (от греч. pro - вперед и geneion - подбородок) характеризуется значительным развитием нижней челюсти; передние зубы нижней челюсти расположены впереди соответствующих зубов верхней челюсти.
Открытый прикус характеризуется наличием свободного промежутка между зубами верхней и нижней челюстей при сомкнутом их положении. В одних случаях промежуток образуется между передними зубами, в то время как задние зубы могут смыкаться нормально, - это так называемый передний открытый прикус.
Нарушения голоса
Термины, употребляемые как названия нарушений голоса: афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.
Отдельно следует рассматривать нарушения голоса, связанные с той или иной степенью снижения слуха, и голос затянувшегося периода мутации.
Причины возникновения нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические. Последние могут быть периферически и центрально обусловленными.
В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как певческие узелки на голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок (бородавчатые опухоли), стеноз гортани (сужение гортани) после дифтерии, ранения, ожога. Они ведут к деформации гортани и голосовых связок и, следовательно, к ограничению их подвижности. К органическим нарушениям относится и голос ларингоэктомированных (перенесших удаление гортани при раке или туберкулезе гортани).
Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий. В зависимости от формы дизартрии - паретической или спастической - в основе нарушения голосообразования будут лежать различные механизмы: при паретической форме подвижность голосовых связок ограничена, недостаточна, что мешает их полному смыканию; при спастической форме спастическое напряжение гортанных мускулов может приводить к перекрыванию голосовых связок или к сближению ложных голосовых связок, в результате голос или совсем не будет звучать (афония), или будет грубым, хриплым (дисфония).
|
|
И афония и дисфония могут быть обусловлены функциональными причинами.
Неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет служить основой для функциональных нарушений голоса.
Необходимо помнить и о роли психических травм: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании. Патологические механизмы особенно легко закрепляются у невротиков. Крайней формой функционального нарушения голоса является истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса и невозможность даже шепотной речи, что может быть связано с сильным испугом. Истерическая немота часто переходит в дальнейшем в заикание.
При функциональной афонии наблюдается полное отсутствие голоса, больной говорит только шепотом, но при кашле слышен громкий звук голоса.
Различают следующие виды функциональных афоний: а) паретическая афония, которая характеризуется внезапной потерей голоса, отмечается функциональная дряблость мышц гортани; б) спастическая афония - резкое перенапряжение всего голосового аппарата; в) паретикоспастическая афония - наблюдается повышенная деятельность ложных связок и пониженная деятельность истинных связок или наоборот.
Дисфония характеризуется грубым, глухим, сдавленным голосом при напряжении дыхательного аппарата, а также мышц глотки, гортани, шеи.
Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; характерны быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса или же некоторые изменения силы, высоты (затрудняют высокие звуки), тембра голоса - его охриплость. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.
Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую голосовую нагрузку. Она может возникать и у школьников при чрезмерном и частом напряжении голоса.
|
|
Профилактика голосовых и речевых расстройств.
Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к признанию очень важного значения профилактики голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса.
Профилактика должна включать следующие разделы: собственно профилактика, воспитание здорового голоса и постоянная тренировка его.
Собственно профилактика заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппаратов; в разгоряченном состоянии не следует пить холодной воды, купаться, петь, особенно на морозе.
Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большое отрицательное значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием или подражания голосу другого диапазона, или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения.
В период полового созревания подростку рекомендуется до установки голоса совсем прекратить занятия пением, хотя имеются наблюдения, что период мутации, ломка голоса, проходит естественно, постепенно и незаметно у тех, кто до того пользовался и в речи и в пении естественным, не форсированным голосом. Крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко поводом к преждевременной и трудной смене голоса. Охрана голоса необходима на всех возрастных этапах жизни человека.
Литература
1. В.А. Петряков. Болезни уха, горла и носа. Мн., 1997.
- Глазные болезни / Под ред. А.А. Бочкаревой. М., 1989.
- Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. М., 1996.
4. И.А. Вартанян. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.
- Лихачев А.Г. Болезни уха, горла и носа.-М.,75.
- Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 2001.
- Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека кн.2. М.,1998.
- Специальная дошкольная педагогика// Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2002.
- Турик Г.Г. Строение слуховой сенсорной системы: Учебное пособие. Мн., 1988.
- Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.
- Физиология сенсорных систем / Под ред. А.С. Батуева. М., 1983.
12. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. М., 1985.
13. Физиология человека и животных. Ч. 2 / Под ред. А.Б. Когана. М., 1984.
14. Физиология человека. Т. 2. Органы чувств / Под ред. П.Г. Костюка. М., 1985.