Заболевания полости рта

Из заболеваний полости рта наибольшее практическое значе­ние в отношении влияния на функцию голосо- и речеобразования имеют аномалии развития органов артикуляции  -  губ, твердого и мягкого нёба, языка, челюстей и зубов.

Дефекты губ и неба. Наиболее частыми аномалиями развития губ и нёба являются щелинные дефекты верхней губы и нёба, возникающие вследствие задержки слияния эмбриональных за­чатков, образующих эти части полости рта.

В зависимости от выраженности нарушения эмбрионального развития получаются различные степени аномалии. Более легки­ми являются расщелины верхней губы, которые могут быть од­носторонними и двусторонними. При расщелинах губы наблюда­ются также аномалии расположения и числа зубов.

В более выраженных случаях од­новременно с расщелиной верхней губы наблюдается расщелина аль­веолярного отростка, односторонняя или двусторонняя, в зависимости от того, имеется ли одностороннее или двустороннее несрастание межче­люстной (резцовой) кости.

Наиболее тяжелой аномалией является полное двустороннее рас­щепление верхней губы, альвеоляр­ного отростка, твердого и мягкого нёба на всем их протяжении. Пол­ное расщепление губы, альвеоляр­ного отростка и нёба может быть и односторонним, когда одна сторона межчелюстной кости сращена с аль­веолярным отростком верхней че­люсти Расщелина мягкого нёба прохо­дит по средней линии. В наиболее легких случаях отмечается лишь намек на расщепление нёба, выражающийся в раздвоении кончика язычка.

Иногда дефект мышечного слоя мягкого нёба прикрыт нор­мальной слизистой оболочкой, а в некоторых случаях слизистая оболочка может закрывать и щелинный дефект твердого нёба. Такие нёбные расщелины носят название субмукозных (подслизистых).

Лечение щелинных дефектов губы и нёба преимущественно хирургическое. Оно заключается в пластическом закрытии имеющегося дефекта посредством лоскута, взятого из соседних мягких тканей, или путем сшивания несросшихся частей. Срок оператив­ного вмешательства зависит от тяжести нарушения физиологи­ческих функций и от состояния ребенка.

Дефекты языка. К числу редких аномалий развития языка относится полное его отсутствие  -   аглоссия (от греч. а  -  отри­цательная частица и лат. glossa  -  язык). Отсутствие языка, естественно, ведет к резкому нарушению произношения звуков речи. Однако относительная внятность речи может быть достиг­нута путем специальных упражнений за счет компенсаторного участия других органов артикуляции. К врожденным дефектам развития относятся также недоразвитие языка, когда размеры его оказываются чрезмерно малыми (микроглоссия), и ненор­мально большой язык (макроглоссия), когда в результате мы­шечной гипертрофии язык может быть увеличен настолько, что не помещается во рту и выступает наружу между зубами. Ино­гда увеличение языка бывает не врожденным, а возникает в результате опухоли (лимфангиома).

Сравнительно частым дефектом развития является врожден­ное укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены, так как слишком короткая уздеч­ка фиксирует его ко дну полости рта. Простое рассечение уздечки с тщательной остановкой кровотечения полностью лик­видирует этот дефект развития.

К числу редких аномалий принадлежит расщепление языка, которое иногда сочета­ется с расщеплением губ и нёба.

Дефекты челюстей и зубов. Дефекты развития челюстей и зубного ряда чаще все­го проявляются в виде аномалий прикуса.

Нормальным считается такой прикус, при котором верхняя зубная дуга несколько больше нижней, нижние перед­ние зубы слегка прикрываются верхними, все зубы верхнего ряда соприкасаются с со­ответствующими зубами нижнего ряда.

Аномалии прикуса могут иметь различ­ные варианты.

  Прогнатия (от греч. pro  -  вперед и gnathos -  челюсть)  -  верхняя челюсть и верхняя зубная дуга сильно выдвинуты впе­ред, нижние передние зубы расположены далеко позади верхних; вследствие отсутствия естественной опоры в виде зу­бов-антагонистов нижние передние зубы удлиняются и дости­гают иногда твердого нёба. Нормальные соотношения между жевательными (коренными) зубами сохранены.

  Прогения (от греч. pro  -  вперед и geneion  -  подбородок) характеризуется значительным развитием нижней челюсти; пе­редние зубы нижней челюсти расположены впереди соответ­ствующих зубов верхней челюсти.

  Открытый прикус   характеризуется наличием свободного промежутка между зубами верхней и нижней челюстей при сомкнутом их положении. В одних случаях промежуток образу­ется между передними зубами, в то время как задние зубы могут смыкаться нормально, -  это так называемый передний от­крытый прикус.

Нарушения голоса

Термины, употребляемые как названия нарушений голоса:    афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.

Отдельно следует рассматривать нарушения голоса, связанные с той или иной степенью снижения слуха, и голос затянувшегося периода мутации.

Причины возникновения нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические. Последние могут быть периферически и центрально обусловленными.

В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как певческие узелки на голосовых связках, папилломатоз гортани и голосовых связок (бородавчатые опухоли), стеноз гортани (сужение гортани) после дифтерии, ранения, ожога. Они ведут к деформации гортани и голосовых связок и, следовательно, к ограничению их подвижности. К органическим нарушениям относится и голос ларингоэктомированных (перенесших удаление гортани при раке или туберкулезе гортани).

Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрий. В зависимости от формы дизартрии - паретической или спастической - в основе нарушения голосообразования будут лежать различные механизмы: при паретической форме подвижность голосовых связок ограничена, недостаточна, что мешает их полному смыканию; при спастической форме спастическое напряжение гортанных мускулов может приводить к перекрыванию голосовых связок или к сближению ложных голосовых связок, в результате голос или совсем не будет звучать (афония), или будет грубым, хриплым (дисфония).

И афония и дисфония могут быть обусловлены функциональными причинами.

Неправильное пользование голосом, однажды или многократно возникшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса, фиксации неправильных механизмов, что и будет служить основой для функциональных нарушений голоса.

Необходимо помнить и о роли психических травм: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании. Патологические механизмы особенно легко закрепляются у невротиков. Крайней формой функционального нарушения голоса является истерический мутизм - внезапная и полная потеря голоса и невозможность даже шепотной речи, что может быть связано с сильным испугом. Истерическая немота часто переходит в дальнейшем в заикание.

При функциональной афонии наблюдается полное отсутствие голоса, больной говорит только шепотом, но при кашле слышен громкий звук голоса.

Различают следующие виды функциональных афоний: а) паретическая афония, которая характеризуется внезапной потерей голоса, отмечается функциональная дряблость мышц гортани; б) спастическая афония - резкое перенапряжение всего голосового аппарата; в) паретикоспастическая афония - наблюдается повышенная деятельность ложных связок и пониженная деятельность истинных связок или наоборот.

Дисфония характеризуется грубым, глухим, сдавленным голосом при напряжении дыхательного аппарата, а также мышц глотки, гортани, шеи.

Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате; характерны быстрая утомляемость и прерывание звучания голоса или же некоторые изменения силы, высоты (затрудняют высокие звуки), тембра голоса - его охриплость. Все эти явления имеют преходящий, неустойчивый характер.

Фонастения развивается чаще всего вследствие неправильного пользования голосом у людей, имеющих большую голосовую нагрузку. Она может возникать и у школьников при чрезмерном и частом напряжении голоса.

Профилактика голосовых и речевых расстройств.

Анализ закономерностей развития голоса, а также многообразие причин его нарушения приводят к признанию очень важного значения профилактики голоса. Профилактика должна начинаться с раннего детства, причем особое значение она приобретает в переломные моменты развития голоса.

Профилактика должна включать следующие разделы: собственно профилактика, воспитание здорового голоса и постоянная тренировка его.

Собственно профилактика заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням слухового и голосового аппаратов; в разгоряченном состоянии не следует пить холодной воды, купаться, петь, особенно на морозе.

Крайне важно по возможности воздерживаться от громкой речи, а тем более от пения во время гриппа, ларингита, так как перенапряжение голосовых связок в это время может привести к серьезным хроническим нарушениям голоса. Не следует петь и кричать после бега или в сильном волнении, так как это делает дыхание неорганизованным, прерывистым, что мешает правильному голосообразованию. Кроме того, есть правила, игнорирование которых может непосредственно привести к срывам голоса: не следует допускать постоянный громкий крик в быту, резкое, напряженное, крикливое или слишком продолжительное пение, злоупотребление твердой атакой голоса. Очень большое отрицательное значение имеет пользование как в речи, так и в пении не своим голосом, что бывает следствием или подражания голосу другого диапазона, или неправильного подбора песенного репертуара школьным учителем пения.

В период полового созревания подростку рекомендуется до установки голоса совсем прекратить занятия пением, хотя имеются наблюдения, что период мутации, ломка голоса, проходит естественно, постепенно и незаметно у тех, кто до того пользовался и в речи и в пении естественным, не форсированным голосом. Крикливость, излишне громкое пение, допущенное в детском возрасте, служат нередко поводом к преждевременной и трудной смене голоса. Охрана голоса необходима на всех возрастных этапах жизни человека.

 

 

Литература

 

1. В.А. Петряков. Болезни уха, горла и носа. Мн., 1997.

  1. Глазные болезни / Под ред. А.А. Бочкаревой. М., 1989.
  2.  Дефектология. Словарь-справочник /Под ред. Б.П.Пузанова. М., 1996.

4. И.А. Вартанян. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.

  1. Лихачев А.Г. Болезни уха, горла и носа.-М.,75.
  2. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 2001.
  3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека кн.2. М.,1998.
  4. Специальная дошкольная педагогика// Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2002.
  5. Турик Г.Г. Строение слуховой сенсорной системы: Учебное пособие. Мн., 1988.
  6. Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.
  7. Физиология сенсорных систем / Под ред. А.С. Батуева. М., 1983.

12. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. М., 1985.

13. Физиология человека и животных. Ч. 2 / Под ред. А.Б. Когана. М., 1984.

14. Физиология человека. Т. 2. Органы чувств / Под ред. П.Г. Костюка. М., 1985.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: