Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условий
сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка.
Сегодня общество переживает кризис, который в особенности касается сферы внутрисемейных отношений, основанной на психолого-педагогической культуре родителей.
В связи с этим семьи делят на 5 типов:
1-ый тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, т.е. гармоничная семья. Гармоничным семейным союзом считается тот союз, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов.
Досуг в таких семьях родители проводят вместе с детьми: выезжают за город на прогулки, организуют различные игры, интересно с выдумкой готовятся к семейным праздникам: делают друг другу приятные сюрпризы, находят время для посещения театра, выставок. Родители в таких семьях охотно беседуют с детьми на все интересующие их темы. Родители из гармоничных типов семей не только избирательно относятся к телепередачам, но и готовят ребенка к их просмотру. В таких семьях считается традицией устраивать вечера-посиделки по типу «в гостях, но дома», т.е. ужин не на кухне, а в комнате за столом всей семьей, где проводятся уроки по этикету: как себя вести за столом, как пользоваться столовыми приборами и т.д.
|
|
В таких семьях есть еще замечательная традиция чтения литературы вслух.
Театрализованные поздравления и семейные спектакли к Новому году и другим праздникам – это тоже традиция гармоничных семей. Как правило, папа – в роли Деда Мороза, мама – в роли Снегурочки. Дети не просто
принимают подарки, они разыгрывают оценки, заранее подготовившись к ним.
Все интересные и запоминающиеся события, как правило, фотографируются и снимаются на видео. Родители бережно и кропотливо фиксируют фрагменты наиболее значимых мероприятий и дел, успехи детей.
В такой семье царит атмосфера теплоты и нежности.
Дети в таких семьях поют и танцуют. Музыка в сочетании с ритмом снимает эмоциональное напряжение. Чем больше ребенок поет, даже, если у него нет ярко выраженных специальных способностей, тем быстрее разовьется диапазон его голоса, координация слуха.
В гармоничных семьях царит благоприятная развивающая среда, воздействующая на художественно-творческое сознание ребенка. Внутренняя и внешняя культура взаимоотношений родителей формирует у ребенка эстетическое отношение и восприимчивость к красоте природы и искусству, чувство прекрасного, желание не только жить красиво, но и самим участвовать в создании красоты.
|
|
Культура семейных отношений – это отношение в семье, построенные на взаимном понимании, внимании, любви и принятии друг друга в диаде «супруг – супруга» и «родители – дети».
Это отношения, позволяющие создавать условия для воспитания и развития ребенка, который сможет удовлетворить многие духовные запросы внутри семейного очага.
2-ой тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции.
3-ий тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. В таких семьях ни о каком воспитании не может быть и речи, все пущено на самотек. Нужно
активное педагогическое воздействие, изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека. Нужно активное педагогическое воздействие, изменить микроклимат в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека.
4-ый тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности. Такой тип семей называют «сегодня не то время». Занятия детей, посвященное рисованию, пению, танцам и другим художественным увлечениям, в данных семьях считаются «неглавными и несерьезными». Но, что парадоксально, что родители в этих семьях в прошлом занимались, причем активно занимались в коллективах художественного творчества. Однако рассуждают так: «Сегодня не то время. Пусть лучше займется делом». «Дело» - это конкретная работа, например, помощь на приусадебном участке, или приобретение профессии, которая обеспечит жизнь в достатке.
Постоянный духовно-нравственный и эстетический рост, умение строить отношения в семье способствуют росту и развитию ребенка во всем многообразии.
5-ый тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Родители сохраняют семью, чтобы только вырастить детей, но эмоционально и духовно они разъединены. В таких семьях дети отличаются эмоциональной неуравновешенностью.
Психолого-педагогические условия
для всестороннего развития ребенка в семье:
- самовоспитание и самосовершенствование родителей;
- высокий уровень культуры внутрисемейных отношений (любовь, духовная близость, терпение, доверие, чуткость и взаимопонимание);
- родители ведут наблюдение и анализируют развитие своего ребенка (применяют дневниковые записи, что помогает обнаружить успехи и неудачи ребенка);
- родители при организации семейного досуга обеспечивают единство рекреации и художественно-творческого развития каждого члена семьи, что обогащает их художественные интересы;
- отношение к ребенку построено на принципах равноправия, доверия, что позволяет внедрить в художественно-творческие занятия с детьми элементы сотворчества и «сорадование» успехам и достижениям друг друга.
Семейное воспитание
Качество семейного воспитания, уровень взаимоотношений во
многом зависят от структуры семьи, ее типа и т.д. Рассматривая существующие типы, модели семьи, напрашивается вывод, что все семьи делятся на благополучные и неблагополучные.
Независимо от того, к какому типу или к какой модели принадлежит семья, она выполняет различные функции, реализация которых имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
Функции семьи:
1) воспитательная (состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактов с детьми, их воспитания);
|
|
2) хозяйственно-бытовая (заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи);
3) генеративная (репродуктивная) состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, т.к. семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения;
4) экономическая (предполагает взаимную экономическую поддержку членов семьи: справедливо распределение домашних обязанностей в семье между супругами, соответственно между старшим и младшим поколениями);
5) коммуникативная (посредничество семьи в контексте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать) литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения;
6) организация досуга и отдыха (содержание семейного досуга может быть весьма разнообразным, включающим в себя различные формы взаимодействия всех членов семьи): чтение, музыка, танцы; посещение театров, музеев, выставок; просмотр ТВ, видео; совместные игры, занятия творчеством; встречи с родственниками, друзьями, совместный труд; туристических походы; занятия спортом; хобби и т.д.
7) первичного социального контроля (ребенок должен быть постепенно введен в общество, именно в семье ребенок получает первые сведения об окружающем мире, осваивает социальный опыт и традиции).
Семейный досуг