Роль и место музыки в организации досуга молодежи

    Музыка является одним из наиболее любимых молодежных видов искусства. Ее воздействие на духовный мир молодых людей постоянно ширится и умножается. Музыка обладает огромной силой воздействия на умы и сердца молодых людей. Поэтому перед досуговыми учреждениями сегодня ставится двуединая задача поиска эффективных форм и методов музыкального воспитания. Первой и главной является продуманное целенаправленное приобщение ко всему богатству музыкальной культуры, в том числе и к серьезной музыке, фольклору, народной песне. Второй не менее важной задачей является поиск и обработка методов развития эстетического вкуса, умение правильно понимать и оценивать музыку. В яркой необычной, привлекательной форме в программы молодежных мероприятий надо включать (пусть даже как эпизод) серьезную музыку. Нельзя допускать, чтобы легкая развлекательная музыка заслонила от молодых многочисленный музыкальный мир.

Социологические исследования свидетельствуют о выдвижении музыкального искусства на одно из первых мест в структуре предпочтений современной молодежи. Сегодня существуют самые разнообразные формы общения молодежи по поводу музыки: дискотеки, клубы самодеятельной песни, бард-клубы, клубы политической песни, джаз-клубы, рок-клубы, музыкальные гостиные, фольклорные коллективы, рэп-клубы и многое другое.

    В этом плане интересен опыт работы молодежного музыкального центра «Ориентир», главная цель которого: помочь молодежи найти верный ориентир в сложном мире современной музыки, повысить уровень культуры и разнообразить досуг.

    Чем занимается Центр? Проводит концерты, встречи с молодыми самодеятельными исполнителями, помогая им обрести выход на массовую аудиторию, пропагандирует лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки. Выпускает информационный бюллетень с обзором наиболее значимых публикаций современной музыки. Накапливает и анализирует выходящую у нас в стране и за рубежом печатную продукцию и видеоматериалы о музыке с тем, чтобы любой, кому это необходимо мог получить исчерпывающую информацию. Разрабатывает сценарии молодежных вечеров, танцевально-развлекательных и тематических программ для дискотек, проводит молодежные вечера, дискуссии, диспуты по музыкальным вопросам, вечера авторской песни, джазовой музыки, смотры-конкурсы молодых исполнителей, фестивали политической песни и молодежной песни. Наряду с экспериментальными формами проведения досуга существуют формы уже сложившиеся, ставшие традицией – это хоровое пение (народных песен). Выполняя в полной мере познавательную и эстетическую роль, оно удовлетворяет потребность молодежи в радостном и содержательном общении. Музыкальное воспитание является мощным средством воспитания не только музыканта, но и всего человека. Жизнь показала, что уделяя повышенное внимание развлекательной музыке, невозможно выполнить главное предназначение музыкального воспитания - вырастить гармонично развитую, духовно богатую личность.

    Говоря о традиционных формах клубной деятельности, необходимо обратить внимание и на такую из них, как дискотека.       К сожалению, на сегодняшний день дискотеки превратились в плохо организованный вид отдыха – представляют собой просто танцы. Далеко не в каждом клубном учреждении учитывается, что дискотека – многовариантная форма культурно-массовой работы, которая призвана средствами музыки способствовать эстетическому воспитанию юношей и девушек, повышать культуру молодежного досуга. Для эффективного решения этой задачи дискотеки должны иметь определенные программы, составленные с учетом возраста, а также музыкальных склонностей, интересов и увлечений молодых людей.

    Дискотека – это своеобразный музыкальный клуб, одна из популярных форм организации содержательного отдыха молодежи. Дискотека может выполнять несколько функций: информационную, развлекательную, коммуникативную. Хорошо организованная дискотека дает молодым людям необходимую физическую нагрузку, снимает эмоциональное напряжение, учит культуре общения.

    Существуют три основные разновидности дискотек в зависимости от их содержания и функций:

1. Дискотека как форма художественной самодеятельности.

Главное в такой дискотеке – это процесс подготовки программ,      

когда каждый занимается определенным видом творческой деятельности (рисует, сочиняет, подбирает музыку и т.д.).

    2. Дискотека как форма культурного обслуживания, имеющая развлекательную направленность. Дискотечную программу в этом случае готовят преимущественно профессионалы – ди-джеи.

    3. Дискотека как нравственно-воспитательное молодежное мероприятие. Развлекательная функция здесь на втором плане, а на первое место выдвигаются лекционные и дискуссионные мероприятия, встречи с интересными людьми, театрализованные представления.

    Подобная классификация носит условный характер, так как дископрограмма может объединять в себе элементы всех этих видов. Основное отличие дискотеки от обычных танцев в том, что она призвана на новом техническом уровне синтезировать различные виды искусства: музыку, эстраду, цветомузыку, иногда кино, пантомиму или театр.

    Кроме того, молодежная дискотека – это мероприятие, где не только танцуют, но и учатся танцевать, не только слушают музыку, но и учатся ее слушать, не только смотрят дискоспектакли, но и участвуют в их подготовке. Иными словами – это комплекс учебно-творческой деятельности молодежи.

    Качество проведения дискотеки во многом зависит от специалистов: звукооператоров, осветителей, переводчиков и, главное, ведущих. Дискотека должна быть обеспечена техническими средствами и иметь разнообразные музыкальные и информационные фонды (слайды, информация о музыкальных ансамблях, певцах, фонотека и т.д.). Основу музыкального фонда должны составлять записи классической, народной музыки, а также эстрадные песни и танцевальные мелодии отечественных и зарубежных композиторов.

    Дискотечные программы условно разделяются на два основных вида:

- танцевально-развлекательные

- тематические

     Основное место в танцевально-развлекательной программе занимают танцы, поэтому она не должна быть перегружена словесной информацией. Но и нельзя ограничиваться лишь объявлением музыкальных композиций. На такой дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, демонстрация фрагментов кинофильмов, слайдов, музыкальных конкурсов, игр и т.д.

    Программа тематической дискотеки состоит из отдельных законченных в тематическом отношении частей (или блоков) продолжительностью 15-20 минут. В блок включаются 8-10 музыкальных композиций, объединенных по самым различным признакам. Блок может идти под постоянной рубрикой, которая переходит из программы в программу, например «Танцы народов мира», «Музыкальные новинки», «Музыкальный музей» и т.д.

    Тематика дископрограмм может быть посвящена различным праздничным датам, знаменательным событиям, творчеству известных деятелей искусства, современным направлениям в музыке и моде и обязательно ориентирована на определенный возраст участников.

    Важнейшее условие эффективности программы – умелое сочетание отдыха с активными фазами. Между блоками программы предполагаются паузы. Эти перерывы должны иметь самостоятельное, эстетическое, познавательное, воспитательное значение, поэтому они заполняются показом слайд-фильмов, выступлениями интересных гостей, мультфильмами. В паузы можно включить конкурсы, интервью, юморески, чтение стихов, короткую дискуссию, выступления коллектива современного танца, показ новых моделей одежды с беседой о моде. Правильная организация этих фаз повышает интерес к происходящему и создает особое настроение в аудитории.

    Тематическая дискотечная программа более сложная по сравнению с танцевально-развлекательной. Тематическая дискотека может проходить в форме политико-информационной программы, «музыкальной гостиной», лекции.

    Успех дискотеки во многом зависит от ведущего. Ведущий – не просто массовик-затейник, развлекающий публику, и не конферансье, разыгрывающий интермедии между музыкальными номерами. Он – комментатор и организатор всего музыкально-зрелищного действия. Он должен уметь управлять аудиторией и создавать непринужденную праздничную атмосферу.

    Чтобы успешно выполнить эти функции, ведущий должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Это должен быть не просто юноша или девушка, увлекающийся музыкой, танцем, различными видами искусства, а человек с хорошим эстетическим вкусом, увлеченный, имеющий большой запас знаний в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики, а, кроме того, активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный. Ведущему необходима также хорошая дикция, коммуникабельность, умение вести себя естественно и свободно, знание дискотечной техники и владение ею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: